30 !
в стихотворении хорватского поэта марко марулича (вторая половина xv-начала xvi века) «молитва против турок» отражены бедствия славян на полуострове во время османского завоевания. прочитайте и выполните : «поля, и весь, и град, ограбив, турок сжег. стенает, стар и млад, всех в рабство он увлек. юнаков пала рать, иссечена мечом. кто не успел бежать – стенает под бичом. враг и детей рубил в объятьях матерей, безжалостно губил невинность дочерей, он знал корысть одну, он семьи разрывал: здесь продавал жену, а мужа там сбывал. низвергнут алтари, святыни поругал, твои монастыри с землею он сровнял, коней вводили в храм, проклятой ногой сынам твоим на срам топтали крест честной».
а) какие бедствия, принесенные османским завоеванием, называет поэт? какие настроения народа он выразил в этом стихотворении? б) в чем вы видите сходства в положении покоренных народов в мусульманских странах? ответ должен быть развернутым. в) опираясь на материалы видео консультации к уроку определите особенности власти османской империи и роль армии в ней. ответ должен содержать не менее 3-х предложений.
В данном параграфе речь идет об афинской демократии, конфликта аристократов и полиса, реформах в частности, и более глобальных изменениях в целом. Правления Солона – мудрого реформатора, также описывается в параграфе. Он стал архонтом (первый и главный правитель полиса) у 594 году до нашей эры. Основное, что он сделал:
- прекратил действие законов своего предшественника Драконта;
- начал свои реформы, которые характеризуются, как мудрые и справедливые: отменил задолженности (выбрасывание долговых камней), долговое рабство (только чужеземцы могли быть рабами), проводил политику лояльной миграции, сформировал такие институции, как народный суд и начал процесс выборов архонтов на народном собрании.
Но, реформами не были довольны жители Афин. И власть захватил тиран Писистрат в 560 году до нашей эры.
Подытоживая, можно сказать, что именно Солон приблизил Древнюю Грецию к демократии – правления народа. Так что сам социальный статут народа повысился. Но, через обстоятельства, демократия не набрала оборотов, и к власти был допущен тиран Писистрат, который не предавал никакого значения на волю других. Тирания есть абсолютной противоположностью демократии, где правит один (в основном жестокий в своих методах) правитель.
Древняя Спарта – полис с аристократической формой правления.
Относительно всей Древней Греции Спарта находилась в области Лакония на Пелопоннесе.
В Древней Спарте не было частной собственности, но были два вождя, совет старейшин и народное собрание – ликургов строй – то есть община имела большое влияние в управлении полисом. Кстати, войско, добыча от битвы принадлежали двух архагетам.
Народное собрание называлось Апеллой, совет старейшин – Гресия.
Древняя Спарта имела неплодородные земли, поэтому сельское хозяйство было развито слабо. Это тому, что спартанцы не унывали, а захватывали соседние территории – весь Пелопоннес, обращая людей в рабов, и заставляя их возделывать земли.
Можно сказать, что Древняя Спарта была военным полисом, потому что военное дело было занятием всей «нации». Отсюда появляется «спартанское воспитание»: физически неполноценных и больных детей скидывали в ущелье (это не точно), а до 20 лет мальчиков воспитывали как будущих воинов, заставляли самостоятельно искать пропитание с младенцества, носить одежду можно было с 12 лет, а спать на земле, когда для тепла дети подстилали себе крапиву.
До спартанцев в Спарте жили лелеги, ахейцы, пелопиды. Спарта стала главным городом всей Лаконии, по большому счету, только после Мессенских войн.