Вообще, о скифах у древних авторов, писавших об Александре, мнение весьма уважительное. Вот что пишет Арриан: «…Следовало бы подумать, что этого Кира образумили скифы, люди бедные и независимые; Дария опять-таки скифы; Ксеркса афиняне и лакедемоняне; Артаксеркса Клеарх и Ксенофонт со своими 10000 воинов, а Дария, нашего современника, Александр, которому земно не кланялись. Такие слова Каллисфена чрезвычайно раздражили Александра, но македонцам пришлись по душе …». Это к вопросу о скифах – кочующих скотоводах.
Были скифы, по свидетельству древних авторов и в войске Александра: «…Александр отобрал с собой агему "друзей", гиппархию Гефестиона, Пердикки и Деметрия, конных бактрийцев, согдиан и скифов, даев, верховых лучников, щитоносцев из фаланги, отряды Клита и Кена, лучников и агриан и тайком пошел с ними далекой от берега дорогой, чтобы незаметно добраться до острова и до горы, откуда он решил переправляться. (3) Здесь ему ночью набили сеном меха, давно уже сюда доставленные, и тщательно их зашили. Ночью пошел пролив ной дождь, И это особенно сохранить в тайне все сборы и приготовления к переправе, потому что бряцание оружия и громкие приказания заглушались раскатами грома и шумом ливня ...». Скифы, по Арриану, отнюдь не просто кочующие скотоводы, а воины, которых посылают выполнять сложнейшую десантную операцию.
И еще один штрих к описанию скифов: «…К Александру пришло опять посольство от европейских скифов; с ними были и послы, которых он сам отправил к скифам. Скифский царь как раз умер, когда их послал Александр, и теперь царствовал его брат. Посольство должно было сообщить, что скифы готовы сделать все, что скажет им Александр; ему поднесли от скифского царя дары, которые у скифов почитаются самыми драгоценными; царь готов выдать за Александра свою дочь ради укрепления дружественного союза. Если Александр не удостоит скифскую царевну своей руки, то царь готов выдать за самых верных друзей Александра дочерей скифских сатрапов и прочих могущественных людей скифской земли. Царь и сам придет к Александру, если он ему это прикажет, чтобы от него самого услышать его распоряжения…. Скифским посланцам Александр ответил ласково и так, как ему на то время было выгодно, но от скифских невест отказался …». В этом эпизоде очень и очень сомнительным выглядит отказ Александра от династического брака. Ну, сам не хотел жениться – женил бы кого-либо из своих друзей или родственников. Это тем более странно, что, по большому счету, он ведь так и не покорил скифов. Несколько мелких стычек, описываемых Аррианом и другими авторами, на боевые действия регулярной армии отнюдь не тянут. Они, скорее, похожи на нападение банды на небольшой отряд пограничников. В одном случае победили и тут же бросились бежать, в другом предпочли разойтись миром. Кроме того, ведь он, оказывается, первым посылал посольство. И послы скифов по идее, должны были нести ему ответ на его запрос. Возможно, Арриан выдает желаемое за действительное, и ответ скифов не был для него столь благоприятным.
Воспитание и обучение в Афинах и Спарте шло в разных направлениях. Идеал развития личности в Спарте сводился к воспитанию физически, духовно развитого, мужественного человека. Интересно, но этому послужили чисто объективные причины, т.к как вся Лакония представляла собой военный лагерь и постоянно находилась под угрозой восстания рабов.До 7 лет дети воспитывались в семье. Они воспитывались в строгости, все свободное время уделяли развитию физического, духовного, морального здоровья. Государство активно участвовало в воспитании детей. Основной упор делался на гимнастические и военный упражнения. В Афинах социальное устройство имело черты демократизма, цель воспитания личности заключалась во всестороннем развитии духовных качеств и физических сил ребенка. До 7 лет мальчики воспитывались в семье, ориентируясь на идеал гармоничного развития. Где учиться, это уже тебе выбирать, так как, если в Спарте основой упор был на военное дело, то то Афинах философии, естественным наукам и т.д.
Были скифы, по свидетельству древних авторов и в войске Александра: «…Александр отобрал с собой агему "друзей", гиппархию Гефестиона, Пердикки и Деметрия, конных бактрийцев, согдиан и скифов, даев, верховых лучников, щитоносцев из фаланги, отряды Клита и Кена, лучников и агриан и тайком пошел с ними далекой от берега дорогой, чтобы незаметно добраться до острова и до горы, откуда он решил переправляться. (3) Здесь ему ночью набили сеном меха, давно уже сюда доставленные, и тщательно их зашили. Ночью пошел пролив ной дождь, И это особенно сохранить в тайне все сборы и приготовления к переправе, потому что бряцание оружия и громкие приказания заглушались раскатами грома и шумом ливня ...». Скифы, по Арриану, отнюдь не просто кочующие скотоводы, а воины, которых посылают выполнять сложнейшую десантную операцию.
И еще один штрих к описанию скифов: «…К Александру пришло опять посольство от европейских скифов; с ними были и послы, которых он сам отправил к скифам. Скифский царь как раз умер, когда их послал Александр, и теперь царствовал его брат. Посольство должно было сообщить, что скифы готовы сделать все, что скажет им Александр; ему поднесли от скифского царя дары, которые у скифов почитаются самыми драгоценными; царь готов выдать за Александра свою дочь ради укрепления дружественного союза. Если Александр не удостоит скифскую царевну своей руки, то царь готов выдать за самых верных друзей Александра дочерей скифских сатрапов и прочих могущественных людей скифской земли. Царь и сам придет к Александру, если он ему это прикажет, чтобы от него самого услышать его распоряжения…. Скифским посланцам Александр ответил ласково и так, как ему на то время было выгодно, но от скифских невест отказался …». В этом эпизоде очень и очень сомнительным выглядит отказ Александра от династического брака. Ну, сам не хотел жениться – женил бы кого-либо из своих друзей или родственников. Это тем более странно, что, по большому счету, он ведь так и не покорил скифов. Несколько мелких стычек, описываемых Аррианом и другими авторами, на боевые действия регулярной армии отнюдь не тянут. Они, скорее, похожи на нападение банды на небольшой отряд пограничников. В одном случае победили и тут же бросились бежать, в другом предпочли разойтись миром. Кроме того, ведь он, оказывается, первым посылал посольство. И послы скифов по идее, должны были нести ему ответ на его запрос. Возможно, Арриан выдает желаемое за действительное, и ответ скифов не был для него столь благоприятным.