Схоластика - философское направление в Западной Европе, основанное на соединении христианской теологии и классической аристотелевской логики. Схоласты, в отличие от христианских мистиков, руководствовались логическим подходом к богословию и интересом к натурфилософии (естествознанию), поэтому схоластика послужила важным этапом в развитии науки.
Основными руководящими принципами общественной мысли в Средние Века были христианская (католическая) вера и защита феодальной монархии. Христианское учение использовалось для оправдания феодальной монархии и сословной структуры общества. Виднейший философ Средневековья Фома Аквинский был убежденным сторонником монархии и считал, что даже в случае неправедного правления подданные не имеют права восстать против короля.
Готическая архитектура сменила романскую и основывалась на технологии строительства каменной арки, которая позволяла строить более высокие и просторные сооружения. Готические храмы были просторными и светлыми, в то время, как романские - невысокими и темными.
Предшественником книгопечатания в Европе была ксилография - вырезание монолитных печатных форм из дерева. Это был очень неудобный печати, так как каждую страницу в каждой книге приходилось вырезать отдельно. Ксилография зародилась в Китае и пришла в Европу в первой половине XV века. После изобретения Иоганном Гутенбергом (и другими первопечатниками, например, голландцем Лауренсом Костером) наборного свинцового шрифта, позволявшего собирать каждую страницу из готовых буковок и вырезать только иллюстрации, печать начала стремительно развиваться. Снизилась цена на книги, первые печатные книги - так называемые инкунабулы - стали доступны по гораздо более низкой цене, чем переписанные вручную монахами-переписчиками, это позволило распространять грамотность и издавать большими тиражами сначала религиозную, а затем научную и светскую литературу.
Возрождение и гуманизм начались как культурные движения горожан, направленные против диктата теологии в науке и культуре. Впервые Возрождение началось в Италии, стране, отличавшейся большим количеством торговых городов-республик. Важнейшими деятелями раннего (итальянского) Возрождения были Леонардо да Винчи (энциклопедист-универсал, ученый, изобретатель, художник), Микеланджело (скульптор, художник), Данте Алигьери (поэт), Никколо Макиавелли (политический философ). Первым деятелем Возрождения и предтечей всех перечисленных обычно считают поэта Франческо Петрарку, жившего в XIV веке.
Культура Средневековья резко отличалась от культуры Древнего мира тем, что общество позднего (римского) Древнего мира было обществом единого государства и единой урбанизированной культуры, внутренне связным и цельным, в то время как средневековое общество было обществом разрозненным, раздробленным как на отдельные географически малые княжества (феоды), так и на общественные классы (сословия), каждое из которых жило по своим законам.
Когда в IV веке х. э., принимая христианство как государственную религию Древнего Рима император Константин, дабы удовлетворить как христианскую, так и языческую часть населения, взял и смешал христианское учение с языческой философией и культом. Так многочисленных языческих богов сменили святые. Вместо скромных молитвенных домов стали строить роскошные храмы в языческом духе и стиле, и т. д. Прямым продолжателем дела Константина в превращении христианской церкви в политическое орудие императора был Юстиниан. Ещё во времена языческого Рима император имел звание верховного жреца — pontifex maximus.
Эта традиция сохранилась и в православной Византии. Василевсы почитались как дефенсоры или экдики (защитники, попечители) церкви, носили титул — „святой“, могли участвовать в службе, наравне со священнослужителями имели право входить в алтарь. Они решали вопросы веры на соборах; волей императора из предложенных епископами кандидатов (обычно трёх) избирался константинопольский патриарх». Именно Юстиниан заложил основы будущего могущества римского папы. Так, император уничтожил государство остготов, мешавших папскому владычеству, а самого римского первосвященника сделал фактически правителем Италии, наделив согласно кодексу от 533 года х. э. властью над всеми христианами, так как «он есть глава всех святейших божьих священников», с правом искоренять ереси. Таким образом, император соорудил не только постамент православной церкви, как неотъемлемой части государства, его орудия, но и фундамент будущей деспотии римского престола, захватившего власть над светским монархом и окрасившего кровью несколько веков истории.
Схоластика - философское направление в Западной Европе, основанное на соединении христианской теологии и классической аристотелевской логики. Схоласты, в отличие от христианских мистиков, руководствовались логическим подходом к богословию и интересом к натурфилософии (естествознанию), поэтому схоластика послужила важным этапом в развитии науки.
Основными руководящими принципами общественной мысли в Средние Века были христианская (католическая) вера и защита феодальной монархии. Христианское учение использовалось для оправдания феодальной монархии и сословной структуры общества. Виднейший философ Средневековья Фома Аквинский был убежденным сторонником монархии и считал, что даже в случае неправедного правления подданные не имеют права восстать против короля.
Готическая архитектура сменила романскую и основывалась на технологии строительства каменной арки, которая позволяла строить более высокие и просторные сооружения. Готические храмы были просторными и светлыми, в то время, как романские - невысокими и темными.
Предшественником книгопечатания в Европе была ксилография - вырезание монолитных печатных форм из дерева. Это был очень неудобный печати, так как каждую страницу в каждой книге приходилось вырезать отдельно. Ксилография зародилась в Китае и пришла в Европу в первой половине XV века. После изобретения Иоганном Гутенбергом (и другими первопечатниками, например, голландцем Лауренсом Костером) наборного свинцового шрифта, позволявшего собирать каждую страницу из готовых буковок и вырезать только иллюстрации, печать начала стремительно развиваться. Снизилась цена на книги, первые печатные книги - так называемые инкунабулы - стали доступны по гораздо более низкой цене, чем переписанные вручную монахами-переписчиками, это позволило распространять грамотность и издавать большими тиражами сначала религиозную, а затем научную и светскую литературу.
Возрождение и гуманизм начались как культурные движения горожан, направленные против диктата теологии в науке и культуре. Впервые Возрождение началось в Италии, стране, отличавшейся большим количеством торговых городов-республик. Важнейшими деятелями раннего (итальянского) Возрождения были Леонардо да Винчи (энциклопедист-универсал, ученый, изобретатель, художник), Микеланджело (скульптор, художник), Данте Алигьери (поэт), Никколо Макиавелли (политический философ). Первым деятелем Возрождения и предтечей всех перечисленных обычно считают поэта Франческо Петрарку, жившего в XIV веке.
Культура Средневековья резко отличалась от культуры Древнего мира тем, что общество позднего (римского) Древнего мира было обществом единого государства и единой урбанизированной культуры, внутренне связным и цельным, в то время как средневековое общество было обществом разрозненным, раздробленным как на отдельные географически малые княжества (феоды), так и на общественные классы (сословия), каждое из которых жило по своим законам.
Когда в IV веке х. э., принимая христианство как государственную религию Древнего Рима император Константин, дабы удовлетворить как христианскую, так и языческую часть населения, взял и смешал христианское учение с языческой философией и культом. Так многочисленных языческих богов сменили святые. Вместо скромных молитвенных домов стали строить роскошные храмы в языческом духе и стиле, и т. д. Прямым продолжателем дела Константина в превращении христианской церкви в политическое орудие императора был Юстиниан. Ещё во времена языческого Рима император имел звание верховного жреца — pontifex maximus.
Эта традиция сохранилась и в православной Византии. Василевсы почитались как дефенсоры или экдики (защитники, попечители) церкви, носили титул — „святой“, могли участвовать в службе, наравне со священнослужителями имели право входить в алтарь. Они решали вопросы веры на соборах; волей императора из предложенных епископами кандидатов (обычно трёх) избирался константинопольский патриарх». Именно Юстиниан заложил основы будущего могущества римского папы. Так, император уничтожил государство остготов, мешавших папскому владычеству, а самого римского первосвященника сделал фактически правителем Италии, наделив согласно кодексу от 533 года х. э. властью над всеми христианами, так как «он есть глава всех святейших божьих священников», с правом искоренять ереси. Таким образом, император соорудил не только постамент православной церкви, как неотъемлемой части государства, его орудия, но и фундамент будущей деспотии римского престола, захватившего власть над светским монархом и окрасившего кровью несколько веков истории.