Для данного периода характерна феодальная система землепользования, когда существовал феодал-землевладелец и наполовину зависимый от него крестьянин. Также характерны: - иерархическая система отношений между феодалами, которая состояла в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров); - ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды); - идеалы рыцарства; - расцвет средневековой архитектуры – готики (в искусстве в том числе). юди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Так, к примеру, великий голод (1315 – 1317 гг.), который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. А также эпидемии чумы. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека.
В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы. В лес сгоняли пастись стада скота. В дубовых лесах свиньи набирали жир, питаясь желудями, благодаря чему крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. Лес служил источником дров для отопления и, благодаря ему, изготавливали древесный уголь. Он вносил разнообразие в пищу средневекового человека, т.к. в нем росли всевозможные ягоды, грибы, в нем можно было поохотиться на диковинную дичь. Лес был источником единственной сладости того времени - меда диких пчел. С деревьев можно было собрать смолистые вещества для изготовления факелов. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. В лесу, на полянах, можно было собрать лекарственные растения, единственные лекарственные средства того времени. Кору деревьев использовали для того, чтобы вычинить шкуры животных, пепел сожженных кустов использовали для отбеливания тканей
Вжизни народов средневековой европы церквей и религия играли важную роль. они контролировали жизнь человека от рождения до смерти. при этом под их контролем находились не только низшие слои общества, а феодальная знать. в средневековой церкви существовало немало противоречий — она сделала много полезного для общества, но не меньше и вредного. так, церковь много бедным, больным, прилагала усилия для примирения общества, занималась культурой, исповедовала тех, кто нарушил закон, но при этом не заботилась о социальной справедливости в обществе: для своей выгоды организовывала войны и грабительские походы, преследовала еретиков, способствовала расколу христианства на православие и католицизм. христианство появилось еще в римское время, однако мировой религией оно стало уже в средние века, когда оформилась и окрепла его организация — церковь. на заре средневековья уже существовала церковная иерархия — разделение духовенства на ранги. на территории западной римской империи главой церкви был папа, а на территории восточной — патриарх. обе должности были выборными. другие должности делились на высшие и низшие ранги. до высшего ранга относились кардиналы, епископы и другие князья, получавшие духовную власть от папы. низший ранг — те, кому духовную власть оказывал епископ. церковь с государства быстро обогатилась и стала влиятельной в обществе. духовенство совершенствовало христианское учение, устанавливало, как надо совершать богослужения и т.д.. христианизация — обращение римской империи в христианство. этот процесс начали в iv в. императоры константин i и феодосий и. постепенно христианами становились варварские племена на территории империи. в v в. принял крещение король франков хлодвиг, а потом христианами стали вестготы, племена пиренейского полуострова, лангобарды, отдельные племена и саксов, народы северной европы, полабских славян, пруссы, литовцы. нередко новокрещенные снова возвращались к язычеству. их крестили вторично, а то и третий. но насилие порождало противодействие. содействие обращению европейского населения к христианской вере встреча 1000-го года, когда все ожидали конца света и второго пришествия христа. воспользовавшись отсутствием в италии сильной власти в v-vi вв. усилилось папство: папы стали не только духовными, но и светскими властителями римской епархии. много для усиления папства сделал григорий i великий. он смог уговорить лангобардов не нападать на рим, чем снискал себе на западе большим авторитетом. папская мощь особенно возросла за каролингов: предоставление императорского титула карлу великому доказало христианском миру, что власть монарха становится законной только после папского благословения. в 756 г. в италии образовалась папское государство, просуществовавшее до 1870 г. в 1054 г. христианская церковь раскололась на две части. этот раскол называется схизмой. к расколу противостояние между папой римским и константинопольским патриархом по воздействию на верующих и распределения доходов, господства над христианской церковью. западное христианство с центром в ватикане считал, что дух святой исходит от бога-отца и бога-сына, имело определенные особенности в церковной обрядности. главой церкви был папа римский, который избирался кардиналами пожизненно. восточное христианство с центром в константинополе считало, что дух святой исходит от бога-отца, имело определенные особенности в церковной обрядности. церковью сосредоточивалось в руках четырех патриархов: вселенского константинопольского (византия, турция), александрийского (египет), антиохийского (сирия) и иерусалимского (палестина). западную церковь с тех пор стали называть католической, а восточную — православной.
- иерархическая система отношений между феодалами, которая состояла в личной зависимости одних феодалов (вассалов) от других (сеньоров);
- ключевая роль церкви, как в религии, так и в политике (инквизиции, церковные суды);
- идеалы рыцарства;
- расцвет средневековой архитектуры – готики (в искусстве в том числе).
юди периода средневековья были сильно зависимы от погодных условий. Так, к примеру, великий голод (1315 – 1317 гг.), который случился из-за необыкновенно холодных и дождливых лет, погубивших урожай. А также эпидемии чумы. Именно климатические условия определяли во много образ жизни и вид деятельности средневекового человека.
В период раннего средневековья очень большая часть Европы была покрыта лесами. Поэтому хозяйство крестьян, помимо земледелия, ориентировалось во многом и на лесные ресурсы. В лес сгоняли пастись стада скота. В дубовых лесах свиньи набирали жир, питаясь желудями, благодаря чему крестьянин получал на зиму гарантированный запас мясной пищи. Лес служил источником дров для отопления и, благодаря ему, изготавливали древесный уголь. Он вносил разнообразие в пищу средневекового человека, т.к. в нем росли всевозможные ягоды, грибы, в нем можно было поохотиться на диковинную дичь. Лес был источником единственной сладости того времени - меда диких пчел. С деревьев можно было собрать смолистые вещества для изготовления факелов. Благодаря охоте можно было не только прокормиться, но и приодеться, шкуры зверей использовались для шитья одежды и в прочих бытовых целях. В лесу, на полянах, можно было собрать лекарственные растения, единственные лекарственные средства того времени. Кору деревьев использовали для того, чтобы вычинить шкуры животных, пепел сожженных кустов использовали для отбеливания тканей