4. Охарактеризуйте пути выхода из кризиса, реализованные в странах Европы и США. Сделайте вывод об эффективности использованных мер. ( ) США Германия Франция +
О мусульманских школах в степном крае в конце ХІХ - начале ХХ веков
Рост религиозного сознания казахов проявлялся в конце XIX в. увеличением числа мусульманских школ, числа грамотных мулл из среды казахов, паломников в Мекку. Похвальное отношение к стремлению к знаниям отражено во многих аятах Корана и хадисах Мухаммеда. Так, в Коране сказано: «Аллах возвысит на много ступеней тех из вас, ... которым дано знание ...». Следующие слова Мухаммеда свидетельствуют о достоинстве знаний и их приобретения: «... нет дара лучшего средь всех даров ребенку от отца, нежели образование»; «Для того, кто вступит на путь в поисках знания, Аллах облегчит путь, ведущий к раю» [1].
Расширение сети учебных заведений наблюдалось во второй половине XIX в. в связи с развитием капиталистических отношений и растущими потребностиями в образованных людях. Для административно-чиновничьего аппарата и хозяйственного освоения природных богатств края нужны были грамотные, квалифицированные кадры.
Тезис об однопроцентном уровне грамотности среди казахского населения к моменту установления Советской власти на сегодняшний день опровергнут многими исследователями. Мы полностью разделяем мнение Ж.К.Касымбаева о том, что упомянутый подсчет учитывал «лишь грамотных лиц, получивших образование в русских или русско-казахских школах, сознательно упуская из вида обучавшихся в конфессиональных школах» [2].
«Трудно сказать, — пишет А.Букейханов, — какой процент казахов был грамотен, так как обучение велось тайно». Администрация требовала, чтобы в казахских мектебах учитель знал русский язык. Кроме того, для того чтобы открыть школу или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое, обыкновенно не давалось. В результате этого и мектебы и мечети устраивались нелегально [3].
Тургайский губернатор Я.О.Барабаш, указывал, что «в киргизской степи существует много тайных магометанских школ, находящихся под руководством фанатичных мулл.» [4, 160-161].
Низкий уровень делопроизводства и издержки начальной стадии организации статистических органов в Российской империи также обусловили бессистемную информацию по исследуемому вопросу. В ряде официальных документов встречаются сведения о безуспешных попытках сбора информации о количестве мусульманских мектебов и медресе. Например, в 1893 г. Статистическая комиссия Императорского Вольного экономического общества разработала Инструкцию и Анкету к переписи «магометанских школ», во вступительном слове которой говорилось: «Просим дать разъяснения о числе магометанских школ в вверенном Вам районе. В случае, если не представится возможным собрать точные сведения, то Комиссия просит сообщить хотя бы о числе лиц, занимающихся обучением среди магометанского населения» [4, 11].
Лишь незначительная часть местных чиновников смогли предоставить сведения по данной анкете. Сведения были крайне скудными. Например, в одном из рапортов сообщалось: «инородное управление имеет честь донести Вашему высокоблагородию, что медресе и мектебе в здешней волости нет, а дети инородцев учатся частным порядком у мулл.» [4, 6].
Царская администрация не в состоянии была уследить «все мелкие, потайные школы в аулах. Татары-грамотеи летом торгуют, а зимой останавливаются в каком-нибудь ауле, обучают казахских детей магометанской грамоте, кто может уследить такие малейшие импровизируемые школы», — писала С.Чечерина [4, 18].
Определить точное количество мектебов и медресе и тенденции их развития в Казахстане представляется сложным также ввиду особенностей кочевого образа жизни.
По данным Н.М.Ядринцева, в 1880 г. число «магометанских» школ в Западной Сибири составляло 51, в которых учились 1370 лиц мужского пола и 300 — женского [5].
Статистические сведения по Степному краю более ли менее достоверные содержатся в материалах экспедиции Щербины, хотя и они не показывают полную картину грамотности в Крае, а только по двум уездам (табл. 1) [6].
Пирей является самым знаменитым портом Средиземноморья, так как является портом великого полиса Афины.
Гавань пирея предназначена для разного – для военных кораблей и для торговых кораблей. Кроме того, там строят военные и торговые суда.
Например, в гавань приходит корабль и разгружается в гавани, некоторые корабли только подплывают к разгрузке.
Афиняне очень беспокоились о безопасности. Поэтому между Афинами и Пиреем были Длинные стены, а в гавани работали только узкий круг одной социальной группы.
Но часто бывает, что приезжают и иностранные корабли, ведь это все же торговый порт также.
Какой-то корабль прибыл и собирается разгружать свои товары. Кажется, это были египтяне. Для работавших в гавани афинян это признак опасности, ведь в гавани прямо сейчас есть чужеземец. Пока он не сделал ничего опасного, но нужно быть начеку, контролировать каждое малейшее действие египтян для того, чтобы они не напали, и чтобы все было в порядке. Из-за этого все работники порта координируются в эпицентр возможной опасности. Ведь позади только Длинные стены, вся опасность может прийти только спереди, из моря.
Но в этот раз все обошлось. Египтяне привезли пряности, драгоценные камни, финики и прочее. А греческая группа дает им груз из тканей, посуды, оливкового масла и вина.
Рост религиозного сознания казахов проявлялся в конце XIX в. увеличением числа мусульманских школ, числа грамотных мулл из среды казахов, паломников в Мекку. Похвальное отношение к стремлению к знаниям отражено во многих аятах Корана и хадисах Мухаммеда. Так, в Коране сказано: «Аллах возвысит на много ступеней тех из вас, ... которым дано знание ...». Следующие слова Мухаммеда свидетельствуют о достоинстве знаний и их приобретения: «... нет дара лучшего средь всех даров ребенку от отца, нежели образование»; «Для того, кто вступит на путь в поисках знания, Аллах облегчит путь, ведущий к раю» [1].
Расширение сети учебных заведений наблюдалось во второй половине XIX в. в связи с развитием капиталистических отношений и растущими потребностиями в образованных людях. Для административно-чиновничьего аппарата и хозяйственного освоения природных богатств края нужны были грамотные, квалифицированные кадры.
Тезис об однопроцентном уровне грамотности среди казахского населения к моменту установления Советской власти на сегодняшний день опровергнут многими исследователями. Мы полностью разделяем мнение Ж.К.Касымбаева о том, что упомянутый подсчет учитывал «лишь грамотных лиц, получивших образование в русских или русско-казахских школах, сознательно упуская из вида обучавшихся в конфессиональных школах» [2].
«Трудно сказать, — пишет А.Букейханов, — какой процент казахов был грамотен, так как обучение велось тайно». Администрация требовала, чтобы в казахских мектебах учитель знал русский язык. Кроме того, для того чтобы открыть школу или построить мечеть, требовалось особое разрешение, которое, обыкновенно не давалось. В результате этого и мектебы и мечети устраивались нелегально [3].
Тургайский губернатор Я.О.Барабаш, указывал, что «в киргизской степи существует много тайных магометанских школ, находящихся под руководством фанатичных мулл.» [4, 160-161].
Низкий уровень делопроизводства и издержки начальной стадии организации статистических органов в Российской империи также обусловили бессистемную информацию по исследуемому вопросу. В ряде официальных документов встречаются сведения о безуспешных попытках сбора информации о количестве мусульманских мектебов и медресе. Например, в 1893 г. Статистическая комиссия Императорского Вольного экономического общества разработала Инструкцию и Анкету к переписи «магометанских школ», во вступительном слове которой говорилось: «Просим дать разъяснения о числе магометанских школ в вверенном Вам районе. В случае, если не представится возможным собрать точные сведения, то Комиссия просит сообщить хотя бы о числе лиц, занимающихся обучением среди магометанского населения» [4, 11].
Лишь незначительная часть местных чиновников смогли предоставить сведения по данной анкете. Сведения были крайне скудными. Например, в одном из рапортов сообщалось: «инородное управление имеет честь донести Вашему высокоблагородию, что медресе и мектебе в здешней волости нет, а дети инородцев учатся частным порядком у мулл.» [4, 6].
Царская администрация не в состоянии была уследить «все мелкие, потайные школы в аулах. Татары-грамотеи летом торгуют, а зимой останавливаются в каком-нибудь ауле, обучают казахских детей магометанской грамоте, кто может уследить такие малейшие импровизируемые школы», — писала С.Чечерина [4, 18].
Определить точное количество мектебов и медресе и тенденции их развития в Казахстане представляется сложным также ввиду особенностей кочевого образа жизни.
По данным Н.М.Ядринцева, в 1880 г. число «магометанских» школ в Западной Сибири составляло 51, в которых учились 1370 лиц мужского пола и 300 — женского [5].
Статистические сведения по Степному краю более ли менее достоверные содержатся в материалах экспедиции Щербины, хотя и они не показывают полную картину грамотности в Крае, а только по двум уездам (табл. 1) [6].
В торговой гавани Пирея
Пирей является самым знаменитым портом Средиземноморья, так как является портом великого полиса Афины.
Гавань пирея предназначена для разного – для военных кораблей и для торговых кораблей. Кроме того, там строят военные и торговые суда.
Например, в гавань приходит корабль и разгружается в гавани, некоторые корабли только подплывают к разгрузке.
Афиняне очень беспокоились о безопасности. Поэтому между Афинами и Пиреем были Длинные стены, а в гавани работали только узкий круг одной социальной группы.
Но часто бывает, что приезжают и иностранные корабли, ведь это все же торговый порт также.
Какой-то корабль прибыл и собирается разгружать свои товары. Кажется, это были египтяне. Для работавших в гавани афинян это признак опасности, ведь в гавани прямо сейчас есть чужеземец. Пока он не сделал ничего опасного, но нужно быть начеку, контролировать каждое малейшее действие египтян для того, чтобы они не напали, и чтобы все было в порядке. Из-за этого все работники порта координируются в эпицентр возможной опасности. Ведь позади только Длинные стены, вся опасность может прийти только спереди, из моря.
Но в этот раз все обошлось. Египтяне привезли пряности, драгоценные камни, финики и прочее. А греческая группа дает им груз из тканей, посуды, оливкового масла и вина.