4. Прочитайте отрывок из работы историка. О каком «эпизоде» во взаимо- отношениях варягов и славян здесь упоминается? Охарактеризуйте взгляды это- го учёного-историка одним словом. Кем были его оппоненты, можно ли понять из отрывка, что они утверждали? «Варяги появились в Восточной Европе, когда Киевское государ- ство уже сложилось. Сфера реального проникновения отрядов варя- Гов-шведов в славяно-финские земли ограничена тремя северными озёрами: Чудским, Ильменем и Белоозером. Столкновения с местным населением происходили с переменным успехом... Единственный раз за всё Средневековье предводителю варяжского отряда совместно с се- верными славянами удалось обманным путём, прикинувшись хозяи- ном купеческого каравана, захватить на некоторое время власть в Кие- ве... Никакого потомства на Руси этот мнимый основатель государства не оставил».
Структура «Каролины» состоит из подразделов, которые изложены в следующем порядке:
1. состав суда, присяга судей, шеффенов и писца («присяга судить по крови»), понятые, основания для ареста (ст.1-32);
2. доказательства и улики (ст.33-47);
3. судебное заседание (ст.48-103);
4. наказание (ст.104-129);
5. о наказании совершителей злостных убийств (ст.130-156);
6. статьи о краже (ст.157-192);
7. вынесение приговора (ст.193-219).
Каролинапредусматривала довольно многочисленный круг преступлений:
ü государственные(измена, мятеж, нарушение земского мира и др.);
ü против религии (богохульство,колдовство и др.);
ü против личности (убийство,отравление, клевета и др.);
ü против нравственности(кровосмешение, изнасилование, двоебрачие, нарушение супружеской верности идр.);
ü против собственности(поджог, грабеж, воровство, присвоение);
ü а также некоторыедругие виды преступных деяний.
Наиболее образованные и прогрессивно настроенные философы, писатели, художники начинают критиковать существующий строй, церковь и феодальные порядки. Эти прогрессивные деятели считали, что главным средством совершенствования общества является просвещение широких масс.
Пафосом эпохи Просвещения становится уверенность в безграничных возможностях человеческого разума, в прогрессе различных наук, которые создают условия для экономического и социального процветания.