4. Прочитайте текст и ответьте на вопросы. ПО ИМ А. Байтурсынов стоял у истоков казахского литературоведения, он один из первых просветителей Казахстана. А. Байтурсынов - автор ряда трудов Языкознанию и литературоведению, первого казахского букваря. Предложенная реформа казахской письменности («Новое правописание») получила поддержку в среде прогрессивной интеллигенции, в 1924 г. она была принята официально. Языковедческая деятельность А. Байтурсынова дополнялась его методическими трудами. Основоположник методики преподавания казахского языка, им написаны различного рода методические работы, составлены хрестоматии. Ахмет Байтурсынов (а) В чем суть, предложенной А.Байтурсыновым, реформы казахской письменности? (b) Какой вклад внес А.Байтурсынов в изучение казахской лингвистики? Приведите не менее трех примеров.
Серый шифер. Белый тополь.
Пламенеющий залив.
В серебристой мгле олив
Усеченный холм - Акрополь.
Ряд рассеченных ступеней,
Портик тяжких пропилей,
И за грудами камений
В сетке легких синих теней
Искры мраморных аллей.
Небо знойно и бездонно -
Веет синим огоньком.
Как струна, звенит колонна
С ионийским завитком.
За извивами Кефиза
Заплелись уступы гор
В рыже-огненный узор...
Луч заката брызнул снизу...
Над долиной сноп огней...
Рдеет пламенем над ней он -
В горне бронзовых лучей
Загорелый Эрехтейон...
Ночь взглянула мне в лицо.
Чёрны ветви кипариса.
А у ног, свернув кольцо,
Спит театр Диониса.
А-Акрополь
Б-пропилей.
1.Религиозно-политическое движение XVII века, в результате которого произошло отделение от Русской православной церкви части верующих, не принявших реформ патриарха Никона, получило название раскола.
Поводом к возникновению раскола послужило исправление церковных книг. Потребность в таком исправлении чувствовалась уже давно, так как в книги было внесено много мнений, несогласных с учением православной церкви.
2.Разрыв произошел в 1658 году, когда Никон, оставив патриаршество, уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но его не только не просили вернуться, а приказали оставаться в монастыре. Когда Никон в 1664 году самовольно приехал в Москву и попытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно
3.Никон активно участвовал в решении политических вопросов. Он склонял царя к прекращению войны с Польшей и был сторонником борьбы со Швецией за Балтийское побережье. Неудача борьбы за выход к морю была поставлена в вину патриарху. Рост недовольства в придворных кругах произволом и властностью Никона вызвали расхождение между царем и Никоном. По мысли царя, церковные реформы должны были стать новым этапом подчинения церкви светской власти. Никон, напротив, стремился использовать реформу для укрепления церковной организации и усиления власти патриарха с тем, чтобы освободить церковь из-под опеки светской власти. Выдвинув тезис "священство выше царства", он пытался противопоставить власть патриарха власти царя. Разрыв произошел в 1658 году, когда Никон, оставив патриаршество, уехал в основанный им Новоиерусалимский Воскресенский монастырь, рассчитывая, что царь вернет его. Но его не только не просили вернуться, а приказали оставаться в монастыре. Когда Никон в 1664 году самовольно приехал в Москву и попытался снова занять патриаршее место, он был выслан обратно. Церковный собор 1666-1667 годов, подтвердив проведенные Никоном реформы, снял с него сан патриарха.