5. Это было одним из последствий нашествия монголо-татар: а) рост уровня жизни русского населения
б) ликвидация раздробленности русских земель
в) прекращение феодальных отношений
г) изоляция Руси от европейских стран
6. К чему привело установление на Руси монгольского ига?
а) снижению авторитета русской церкви
б) активизации волжской торговли
в) усилению раздробленности
г) возвышению Москвы
7. Монголы освободили от дани:
а) духовенство
б) ремесленников
в) крестьян
8. Этот город стал столицей государства Золотая Орда:
а) Астрахань
б) Казань
в) Тобольск
г) Сарай
9. О чем говорится в данном отрывке из русского фольклора?
“…у кого денег нет, у того дитя возьмет; у кого дитя нет, у того жену возьмёт; у кого жены-то нет, того самого головой возьмет”
а) сборе дани с древлян князем Игорем
б) политике князя Андрея Боголюбского
в) крестовых походах в Прибалтику
г) монголо-татарском иге
10. Разнести в разные колонки факты, которые свидетельствуют о политической и экономической зависимости Руси от Орды:
Политическая зависимость Экономическая зависимость
1) Уплата повсеместной и регулярной дани
2) Получение русскими князьями грамот на свои владения
3) Присутствие в русских городах ханских наместников
4) Унижения и убийства русских князей в Орде
5) Внеочередные платежи ордынским ханам
6) Обязанность поставлять русских воинов в ордынские войска, принимать участие в их военных походах
7) Содержание ордынских чиновников и послов с их свитами
8) Обязательное присутствие ордынских послов при торжественном возведении русских князей на престол
9) Регулярные карательные походы ордынцев на Русь
10) Произвольное изменение границ русских княжеств ордынскими ханами
11. Определите одно из последствий установления ордынского ига над Русью:
а) переход населения ряда русских княжеств в ислам
б) усиление роли вече в управлении отдельными княжествами
в) бурное развитие ремесла и торговли в русских землях благодаря расширению торговых связей с Востоком
г) развитие самовластных тенденций у русских князей под влиянием ордынского примера
12. Определите, какое негативное последствие было у власти Орды:
а) исчезновение некоторых видов ремёсел
б) появление знати монгольского происхождения
в) заимствование новых слов из других языков
13.Существует точка зрения, что ханы Золотой Орды невольно объединению русских земель. Приведите не менее двух фактов, аргументов, подтверждающих эту точку зрения.
а) система мер князя по отношению к боярской оппозиции с целью усиления
своей власти
б) вмешательство ордынских ханов во внутренние дела Руси
в) система политического и экономического господства над русскими
землями правителей Золотоордынского государства
г) союз ордынских ханов и русских князей
а) система мер князя по отношению к боярской оппозиции с целью усиления
своей власти
б) вмешательство ордынских ханов во внутренние дела Руси
в) система политического и экономического господства над русскими
землями правителей Золотоордынского государства
г) союз ордынских ханов и русских князе
а) система мер князя по отношению к боярской оппозиции с целью усиления
своей власти
б) вмешательство ордынских ханов во внутренние дела Руси
в) система политического и экономического господства над русскими
землями правителей Золотоордынского государства
г) союз ордынских ханов и русских князе
а) система мер князя по отношению к боярской оппозиции с целью усиления
своей власти
б) вмешательство ордынских ханов во внутренние дела Руси
в) система политического и экономического господства над русскими
землями правителей Золотоордынского государства
г) союз ордынских ханов и русских князе
Видный советский государственный деятель, возглавлявший в годы Великой Отечественной войны Центральный штаб партизанского движения при Ставке Верховного Главнокомандования, П.К. Пономаренко в 1982 году утверждал, что «в мирное время во всенародной борьбы в тылу врага в случае возникновения войны практически не разрабатывались… не существовало никаких инструкций и наставлений по этим во Не уделялось должного внимания материально-технической подготовке к подпольной и партизанской борьбе… В военных академиях, школах и курсах во партизанской войны и её тактики не уделялось должного внимания…»1. Это утверждение столь осведомлённого в данной области руководителя объясняется тем, что три с лишним десятилетия назад во организации партизанской борьбы были засекречены и стали достоянием гласности относительно недавно. Но подготовка к ней в нашей стране не была секретом для противника. Например, 14 сентября 1941 года в указаниях разведывательного отдела тылового района немецкой группы армий «Север» о мероприятиях по борьбе с советскими партизанами отмечалось: «Партизанская организация не является импровизацией войны. Уже многие годы советская военная литература издавала книги и статьи о значении и организации партизанского движения. Русские уже давно настроились, по крайней мере с идейной стороны, на партизанскую борьбу»
Таков рассказ Бунина «Лёгкое дыхание». Композиция его такова, что с первых строк мы узнаём о трагически оборвавшейся жизни гимназистки Оли Мещёрской, видим её портрет «с поразительно живыми глазами», вделанный в «крест из дуба». Писатель использует кольцевую композицию, начиная и завершая повествование описанием этого креста. Оленьку убили из ревности - житейская драма. «Лёгкое дыхание» очень хрупко, оно исчезает, его попросту прерывают, как это сделал «обманутый Олей» казачий офицер. А ведь Оля была необыкновенна: изящество, нарядность, ловкость, блеск в глазах»- это отличало её от других гимназисток.
Для отражения темы любви Бунин использует особый композиционный приём - антитезу, противопоставление. «Лёгкое дыхание» Оли противопоставлено обыденному пошлому миру, «крепкому, тяжёлому кресту» на её могиле; совративший Олю красавец-аристократ Малютин - плебею, казачьему офицеру, неприглядному и неприятному человеку;бурная жизнь и ранний «женский опыт» Оленьки-выдуманной жизни «немолодой девушке» классной даме. «Лёгкое дыхание» -это и дерзость, легкость, наивность в любви и даже смерть Оленьки. Несмотря на свой «опыт женщины», Оля чиста и естественна, она сохранила «лёгкое дыхание», которое «рассеялось в мире, в холодном осеннем ветре».
Мастером в изображении мира человеческих чувств, в том числе и любви, был Александр Иванович Куприн, автор повести «Гранатовый браслет». Вспоминаются слова Казанского, героя повести «Поединок», о том, что «любовь-это талант сродни музыкальному». Да и в истории, отражённой в повести «Гранатовый браслет», лежит реальный факт – история любви скромного чиновника к светской даме, матери Л.Любимовой.
Одним из ключевых фрагментов в повести являются именины княгини Веры, где собираются все действующие лица повести. Подарок незнакомца, писавшего княгине продолжительное время, имеет символическое значение. Гранатовый браслет сам по себе низкопробный, но густо - красные гранаты загораются живыми огнями, точно кровь (это тревожное предзнаменование, по словам княгини Веры). Желтков дарит самое ценное, что у него есть - фамильную драгоценность, браслет матери. Это символ его безнадёжной, бескорыстной любви, которой не встретил в своей жизни никто из героев повести, даже генерал Аносов. Именно он в беседе с Верой задаёт вопрос: « А где же любовь-то?.. бескорыстная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - «сильна, как смерть». Любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире!».
Вот такая «величайшая тайна в мире» была подарена телеграфистом Желтковым княгине Вере, именно она оказалась сильнее смерти, потому что своим уходом из жизни Желтков доказал её истинность, именно такую любовь, которая бывает «одна в тысячу лет»…
Размышляя о ценностях любви, каждый из нас должен сам решить, что для него важнее: любить или быть любимым. Гораздо важнее запомнить мудрые советы, высказанные не только Буниным, Куприным и другими писателями и поэтами, и однажды, как А.С.Пушкин, сказать:
И сердце вновь горит и любит – оттого,
Что не любить оно не может