Марафонская битва произошла 13 сентября 490 до н. э. во время греко-персидских войн 500—449 до н. э. у селения Марафон (в 40 км сев .-вост. Афин) . Афинский стратег Мильтиад построил греческое войско (11 тыс. чел. ) в фалангу при входе в Марафонскую равнину. Греческая фаланга была сильно растянутая по фронту (примерно на 1 км) , с неглубоким центром, с флангов была прикрыта лесистыми отрогами гор и вынесенными вперёд засеками, что защищало их от обхода персидской конницы. Кроме того, фланги были усилены отборными отрядами. Греки атаковали высадившихся с кораблей персов (ок. 20 тыс. чел.) , но были контратакованы персидскими пешими лучниками, которые прорвали слабый центр греческой фаланги и заставили греков отступить. Тем временем сильные фланговые отряды греков повели наступление на персидские конницу и лёгкую пехоту и разгромили их, а затем, сомкнув фланги, нанесли поражение персидским пешим лучникам. Поскольку греки не перехватили пути отхода бежавших персов, последние погрузились на корабли и отплыли в море, оставив на поле боя (по словам Геродота) до 6400 чел. убитыми. Греки потеряли 192 чел. убитыми. В Марафоской битве греческие гоплиты, действовавшие в строю фаланги, победили более многочисленную, но менее организованную и подготовленную персидскую армию. Марафонская битва — первая крупная победа греков над персами; она не только ликвидировала угрозу второго персидского похода, но и имела большое значение для всего хода греко-персидских войн. Марафонская битва сыграла важную роль в последующем сплочении демократических сил в Афинах, в укреплении политического и военного союза греческих полисов. Cогласно легенде, греческий воин по имени Фидиппид (по другим источникам — Филиппид) в 490 году до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «радуйтесь, афиняне, мы победили! » и умер. Эта легенда не подтверждается документальными источниками; согласно Геродоту, Фидиппид (Pheidippides) был гонцом, безуспешно посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим дистанцию в 230 км менее чем за два дня. Легенда о том, что он пробежал из Марафона в Афины, была выдумана более поздними авторами и появилась у Плутарха в Этике в первом веке нашей эры (более чем через 550 лет после реальных событий).
Российское самодержавие в начале xlx века. александр i, старший сын павла и марии федоровны, родился 12 декабря 1777 года. екатерина ii с ранних лет взяла внука под свою опеку. она старалась воспитать будущего императора в духе современных для того времени педагогических требований, проникнутых идеями либерализма и руссо. главным официальным наставником александра был граф н.и.салтыков, пользовавшийся расположением своего питомца до самой смерти. воспитателем его был последователь энциклопедистов его швейцарец лагарп, внушивший александру ненависть к деспотизму, о гнусности рабства. язык, , , философию александру павловичу преподавал михаил никитич муравьев. в.о.ключевский писал: '' его учили, как чувствовать и держать себя, но не учили думать и действовать; не задавали ни научных, ни житейских вопросов, которые бы он разрешал сам, ошибаясь и поправляясь: ему на все давали готовые ответы- политические и нравственные догматы, которые не было нужды проверять и придумывать, а только оставалось затвердить и прочувствовать. его не заставляли ломать голову, напрягаться, не воспитывали, а насыщали лакомствами европейской мысли''. в итоге воспитание александра носило отвлечённый характер и не имело национальной основы. великий князь стал для своего времени относительно образованным человеком, но совсем не знавшим собственной страны. с юных лет александр лавировал между сторонниками екатерины и павла. жизнь при дворе приучила его к двуличию и лицемерию; приспосабливаться к людям и обстоятельствам и использовать их в своих личных интересах становилось привычным в поведении будущего императора. в характере александра прочно укоренились скрытность и непостоянство. он любил больше всего свою собственную персону и ради сохранения своего ''я'' мог идти на уступки и скрывать свою ненависть к людям под маской очаровательной улыбки. воспитание александра было прервано его ранней женитьбой. 10 мая 1793 года по воле императрицы в возрасте 15 лет он был объявлен женихом 14 –летней луизы, дочери наследного принца баденского, ставшей после бракосочетания сначала великой княгиней, а впоследствии – императрицей елизаветой алексеевной. при вступлении на престол павла александр был назначен генерал-губернатором петербурга и командиром гвардейского корпуса. павел не доверял сыну, и последний должен был вместе с другими дрожать перед вспыльчивым государем. тогда же он ближе познакомился с а.а.аракчеевым и был вынужден не раз прятаться за его спину от строптивого отца. недовольство павловским деспотизмом охватило самые широкие круги дворянского общества. легко в ярость, павел оттолкнул даже ближайшее окружение. за императором стали замечать странные поступки, удивлялись неожиданными скачками его мыслей. никто из окружения павла не был уверен в завтрашнем дне и личной безопасности. среди гвардейских офицеров созрел заговор. заговорщики выступили в ночь с 11 на 12 марта 1801 года. накануне граф п.а.палин, стоявший во главе заговора, сумел убедить александра, что ему грозит смертельная опасность. александр дал согласие на дворцовый переворот, но заставил, палина поклясться, что император останется жив.
Cогласно легенде, греческий воин по имени Фидиппид (по другим источникам — Филиппид) в 490 году до нашей эры после битвы при Марафоне пробежал, не останавливаясь, от Марафона до Афин, чтобы возвестить о победе греков. Добежав до Афин без остановок, он успел крикнуть «радуйтесь, афиняне, мы победили! » и умер. Эта легенда не подтверждается документальными источниками; согласно Геродоту, Фидиппид (Pheidippides) был гонцом, безуспешно посланным за подкреплением из Афин в Спарту и преодолевшим дистанцию в 230 км менее чем за два дня. Легенда о том, что он пробежал из Марафона в Афины, была выдумана более поздними авторами и появилась у Плутарха в Этике в первом веке нашей эры (более чем через 550 лет после реальных событий).