5.Какая модель возникновения и эволюции российской государственности более подходит к оценке Московского-Российского государства?
а) торговая
б) ремесленная
в) гарнизонная
г) земледельческая
6.Первой попыткой изменить деспотичный политический режим в России можно считать? а) Первая русская революция (1905-1907 гг.)
б) Восстание декабристов в 1825 г.
в) Кондиции, подготовленные Верховным тайным советом и предложенные Анне Ивановне в 1729 году
г) Создание В.И. Ульяновым (Лениным) партии нового типа в 1903 году
Целым рядом открытий и изобретений мусульманские ученые на многие века опередили европейцев.
Ниже приводятся некоторые научные открытия и изыскания ученых- мусульман, сделанные в период расцвета инквизиции, когда Европа кичилась своим невежеством, враждовала с наукой, когда люди науки сжигались на костре.
ПРОМЫШЛЕННОСТЬ
* Впервые фабрика по производству бумаги была построена в 794 году в Багдаде Ибн Фазлом, сыном визиря Харуна ар-Рашида. Подобная же фабрика была построена в Египте в 800 году и в 950 году в Андалусии (юг Испании). В Европе такие фабрики стали действовать значительно позже. В Византии – в 1100 году, в Сицилии – в 1102, в Германии – в 1228 году, в Англии аж в 1309 году. Известно, что бумага является сырьем для производства книг. Фабрики по производству бумаги, которые были построены в странах исламского мира, таким образом указывают на ускоренное развитие науки.
МЕДИЦИНА
* Рази (864-925) – врач, равный по глубине знаний Ибн Сине. По предположению некоторых исследователей, он впервые выделил и описал такие заболевания, как ветряная оспа и лихорадка.
* Воспитатель и учитель Фатеха Султана Мехмета – Ахшамсаддин (1389- 1459) выявил существование микробов (Некоторые исследователи связывают открытие микробов с именем Ибн Сины).
* Камбур Весим (ум. 1761) обнаружил микроб туберкулеза.
* Ибрагим Джессар (ум. 1009) еще 1000 лет тому назад указал на причины заболеваемости проказой и предложил методы её лечения, Ибн Хатиб (1313-1374) сделал научное предположение об инфекционном характере холеры.
* Мусульманские врачи в течение многих столетий были на передовых рубежах науки в области исследования глазных болезней. Ибн Рушд (1126-1198) был первым, кто изучил функции ретины – глазной ткани. Научный труд “Тезкира” знаменитого врача по глазным болезням Али бин Исы в течение многих столетий был единственным источником информации в этой области.
* Ученый-мусульманин по имени Аммар еще 9 веков тому назад использовал только ему известный хирургической операции на глазу.
* Али бин Аббас (ум. 994) провел хирургическую операцию рака, соответствующую современному уровню хирургических операций; написанная им медицинская энциклопедия “Китабул-Малики” не потеряла своей актуальности и сегодня.
* Ибнун-Нафис (1210-1288), описал малый круг кровообращения, приблизительно на 300 лет опередив европейских ученых, и подробно указал все особенности этого открытия в написанных им комментариях к книге Ибн Сины “Канон”.
* Первая больница была создана в 707 году во время правления халифа Валида бин Абдулмелика из династии Омеядов. Все затраты на содержание этой больницы осуществлялись за счет государства. Во избежание бегства прокаженных больных, им объявлялся арест, при этом прокаженные и слепые обеспечивались продуктами питания. И вот в то время, как на мусульманском Востоке проводились научные работы такого уровня, в Европе врачей считали шарлатанами, а больницы – прибежищем сатаны. Врачи, пытавшиеся проводить хирургические операции, подвергались гонениям.
После того, как Романовы утвердились на Российском престоле в качестве общепризнанной в России и мире правящей династии, в царствование Алексея Михайловича фактически произошла реставрация российской самодержавной монархии. Алексей Михайлович своим указом 1654 г. окончательно закрепил в государевом титуле столь вожделенную формулу – самодержец. Самодержавность правления самого Алексея сомнению уже не подлежала.
Особенность трактовки самодержавной власти в третьей четверти XVII в. во многом заключалась в том, что это понятие вбирало в себя все существенные черты и характеристики, которыми на протяжении долгих лет наделяли царскую власть. Идея самодержавности фактически стала венцом представлений об идеальном государе допетровской Руси. Самодержавная царская власть трактовалась как совокупность следующих идей-постулатов: идея о самодержавно-монархическом правления как лучшей форме правления; идея о божественном происхождении монаршей власти ; об идеальном православном монархе; о преемственности власти русских царей от византийских императоров и римских цезарей; о наследственной передачи власти в роде российских скипетродержавцев и др. К концу правления Алексея Михайловича каждая из перечисленных идей наполнилась новыми содержательными чертами и тем самым трансформировала монархическую концепцию, сложившуюся ранее. Идея божественного происхождения царской власти до XVII столетия была тесно связана с мыслью о том, что государь – носитель воли и власти Божьей. При этом жизнь и деятельность самого монарха трактовались как отречение от своей личной воли и осуществление служения Богу как послушания. Служба государю рассматривалась как служения Богу. После Смуты на протяжении XVII столетия идея служения Богу через службу государю постепенно трансформировалось в идею службы Богу и царю. Благодаря Смуте русский царь обрел некие личностные черты, не перестав быть при этом носителем воли и власти Божьей. Но теперь царская власть рассматривалась не столько как орудие воли Бога, но сам Бог – как источник силы царской власти. Эти изменения были тесно связаны с закреплением самодержавного характера русской монархии. Новая трактовка концепции богоданности царской власти становлению идеологии абсолютизма.
При усилении самодержавия при царе Алексее Михайловиче возникла угроза уподобления власти царя власти Божьей. В середине 1660-х годов патриарх Никон обвинял государя в том, что тот «Божие имя и славу прекладывает на свою честь и славу и тем хулит имя Господне и славу Его» .
Российский самодержец третьей четверти XVII столетия в представлениях современников и трактовке официальной идеологии представал как государь православный. В это время окончательно оформилась идея об идеальном православном монархе. Его непременными чертами были чинность, кротость, благообразность, милосердие, богобоязливость. Совокупность этих черт воплотилась в характеристике первых царей из династии Романовых, но исторически закрепилась за царем Алексеем – тишайший.