Махмуд Кашгари: Махмуд Қашқари — выдающийся мыслитель и философ XI столетия, родившийся в Средней Азии.
Судьба ученого сложилась так, что формирование его научного мировоззрения проходило в тогдашних интеллектуальных центрах арабского мира — Бухаре и Самарканде, Багдаде и Мерве, Нишапуре.
Уже тогда арабская лингвистическая наука продвинулась далеко вперед по сравнению с научным миром Западной и Восточной Европы. Аль-Фараби — предшественник Кашгари — пользовался приемами сопоставления и исторического исследования истоков того или иного филологического явления.
Аль-Бируни: Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в Кяте был выдающийся математик и астроном ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али /997 – 1009/ и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуди. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.
В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.
В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.
Юсуф Баласагуни: Информацию о жизнедеятельности автора поэмы "Кутадгу билиг" можно прежде всего почерпнуть из нескольких отрывков, разбросанных в поэме и двух предисловиях к его сочинению, из которых одно - в прозе, а другое - в стихах.
Согласно имеющимся сведениям Юсуф родился в городе Баласагун, известном под именем Куз-Орду, месторасположение которого не установлено с достаточной степенью достоверности. Предположительно этот город следует искать в Семиречье, в Чуйской долине, неподалеку от современного города Токмака.
Баласагун был одним из самых больших городов, крупным торгово-ремесленным центром государства Караханидов. Оно представляло собой в этногенетическом плане объединение ряда тюркских племен, возвысившихся в начале Х в., и просуществовало в течение трех веков. Социально-экономической основой каганата было специфическое соединение кочевого и оседлого хозяйства.
Юсуф Баласагуни был выходцем из определенной культурной зоны и политического региона, охватывающего в свое время Отрар (Фараб), Шаш (Ташкент), Тараз, Чуйскую долину, Прииссыккулье, Фергану, Кашгари. В культурноязыковом отношении он - общий предок тюркоязычных народов, в географическом - близок к казахам и киргизам, конкретно - к тюркскому племени чигилей.
Ахмет Яссауи: Ходжа Ахмет Яссауи - основоположник тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Известна только дата смерти - 1166. До наших дней сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости» - часто сокращенно употребляется под именем «Хикметы»). Отец Ахмета Ибрагим был известным шейхом в Сайраме. Становление личности Ахмета связано с г. Ясы (одно из прежних названий г. Туркестана с VI по XV вв.), позже он направился в Бухару, где проходил ученичество у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Яссауи вернулся в Ясы и продолжил традицию, заложенную Арыстанбабом. Последние годы жизни он провел в подземелье (ныне оно найдено и реставрировано).Построенный в честь Ахмета Яссауи по личному указанию и планам Тимура мавзолей (ханака), именуемый «Хазрет султан» - шедевр средневековой архитектуры Казахстана. Ахмет Яссауи занимает особое место в развитии суфийской идеи смысла жизни. Бог присутствует везде и во всем, существует вечно, утверждал А. Яссауи. По мнению А. Яссауи, абсолютно в каждом человеке есть условия, благодаря которым возможно совершенствование личности. Для достижения истинного смысла предназначения у человека есть свобода, дарованная Богом с определенной целью.
Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи(10931166 гг.) - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт-мистик и религиозный проповедник.
1.Предками русских, украинцев и белорусов были: В). восточные славяне
2. Причиной создания Древнерусского государства была: Б). общая военная угроза
3. Этот князь стал первым великим князем киевским: В). Игорь
4. «Русская правда» -- это В). первый письменный свод законов
5. «Каждый да держит отчину свою», установление этого принципа на съезде в Любече закрепляло: Б). разделение русской земли на отдельные княжества
6. Религиозные верования у восточных славян: вначале б) язычество , с конца 10 века а) христианство
7. Название общины в Древней Руси: а) вервь
8. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
б) образование Древнерусского государства---а) правление княгини Ольги в) принятие христианстваг) правление князя Ярослава Мудрого
9. Причиной убийства князя Игоря древлянами стала(о): можно сказать б) грубое нарушение князем договора о полюдье , а можнго и в) изменение князем порядка сбора дани. Он пришёл за данью второй раз.
10. Крещение Руси связано с именем:, в) князя Владимира Святославовича
11. Соотнесите названия и определения:
1) полюдье=б) объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани
2) погост=в) места сбора дани, установленные реформой княгини Ольги
3) дружина=а) войско киевского великого князя
12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к Киевской Руси. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда:
Закупы, холопы, Нестор, князь Олег, Карл Великий, князь Рюрик.
13. Сравните политику князя Владимира Святославича и князя Ярослава Мудрого. Запишите сначала две черты сходства, затем две черты отличия.
сходство: б) укрепление южных рубежей Руси, в) усиление власти киевского князя
различия: а) принятие христианства Киевской Русью -Владимир
г) строительство Софийских соборов-Ярослав
14. Чем украшались храмы в Древней Руси. Выберите несколько ответов.
а) икона , д) фреска, реже б) мозаика
15. Причиной раздробленности Руси является: В) Стремление удельных князей к независимости от Киева
16. В каком году состоялся съезд князей в Любече? Г) 1097 г.
17.Догадайтесь по описанию, о какой исторической личности идет речь:
Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. За это он получил прозвище. При нем были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами. Он положил начало созданию на Руси первого письменного свода законов. Ярослав Мудрый
Судьба ученого сложилась так, что формирование его научного мировоззрения проходило в тогдашних интеллектуальных центрах арабского мира — Бухаре и Самарканде, Багдаде и Мерве, Нишапуре.
Уже тогда арабская лингвистическая наука продвинулась далеко вперед по сравнению с научным миром Западной и Восточной Европы. Аль-Фараби — предшественник Кашгари — пользовался приемами сопоставления и исторического исследования истоков того или иного филологического явления.
Аль-Бируни: Аль-Бируни получил широкое математическое и философское образование. Его учителем в Кяте был выдающийся математик и астроном ибн Ирак. После взятия в 995 году Кята эмиром Гурганджа и переноса столицы Хорезма в Гургандж аль-Бируни уехал в Рей, где работал у ал-Ходжанди. Затем он работал в Гургане при дворе Шамс аль-Ма’али Кабуса, которому он около 1000 года посвятил «Хронологию», затем вернулся в Хорезм и работал в Гургандже при дворе хорезмшахов Али /997 – 1009/ и Мамуна II. С 1017 года, после завоевания Хорезма султаном Махмудом Газневи он был вынужден переехать в Газну, где работал при дворе султана Махмуда и его преемников Масуда и Маудуди. Аль-Бируни участвовал в походах Махмуда в Индию, где прожил несколько лет.
В самом первом сочинении «Хронология, или памятники минувших поколений» (1000 год) аль-Бируни собрал и описал все известные в его время системы календаря, применявшиеся у различных народов мира, и составил хронологическую таблицу всех эпох, начиная от библейских патриархов.
В завершенном в 1030 году труде «Индия, или Книга, содержащая разъяснение принадлежащих индийцам учений, приемлемых разумом или отвергаемых» аль-Бируни дал детальное научно-критическое описание быта, культуры и науки индийцев, изложил их религиозно-философские системы, достаточно точно переложив учение классической санкхьи, теорию космической эволюции, учение о связи души с «тонким телом» и др. Здесь же изложена знаменитая легенда о создателе игры в шахматы.
Юсуф Баласагуни: Информацию о жизнедеятельности автора поэмы "Кутадгу билиг" можно прежде всего почерпнуть из нескольких отрывков, разбросанных в поэме и двух предисловиях к его сочинению, из которых одно - в прозе, а другое - в стихах.
Согласно имеющимся сведениям Юсуф родился в городе Баласагун, известном под именем Куз-Орду, месторасположение которого не установлено с достаточной степенью достоверности. Предположительно этот город следует искать в Семиречье, в Чуйской долине, неподалеку от современного города Токмака.
Баласагун был одним из самых больших городов, крупным торгово-ремесленным центром государства Караханидов. Оно представляло собой в этногенетическом плане объединение ряда тюркских племен, возвысившихся в начале Х в., и просуществовало в течение трех веков. Социально-экономической основой каганата было специфическое соединение кочевого и оседлого хозяйства.
Юсуф Баласагуни был выходцем из определенной культурной зоны и политического региона, охватывающего в свое время Отрар (Фараб), Шаш (Ташкент), Тараз, Чуйскую долину, Прииссыккулье, Фергану, Кашгари. В культурноязыковом отношении он - общий предок тюркоязычных народов, в географическом - близок к казахам и киргизам, конкретно - к тюркскому племени чигилей.
Ахмет Яссауи: Ходжа Ахмет Яссауи - основоположник тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт. Известна только дата смерти - 1166. До наших дней сохранилось его произведение «Диван-и-хикмет» («Книга мудрости» - часто сокращенно употребляется под именем «Хикметы»). Отец Ахмета Ибрагим был известным шейхом в Сайраме. Становление личности Ахмета связано с г. Ясы (одно из прежних названий г. Туркестана с VI по XV вв.), позже он направился в Бухару, где проходил ученичество у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Яссауи вернулся в Ясы и продолжил традицию, заложенную Арыстанбабом. Последние годы жизни он провел в подземелье (ныне оно найдено и реставрировано).Построенный в честь Ахмета Яссауи по личному указанию и планам Тимура мавзолей (ханака), именуемый «Хазрет султан» - шедевр средневековой архитектуры Казахстана. Ахмет Яссауи занимает особое место в развитии суфийской идеи смысла жизни. Бог присутствует везде и во всем, существует вечно, утверждал А. Яссауи. По мнению А. Яссауи, абсолютно в каждом человеке есть условия, благодаря которым возможно совершенствование личности. Для достижения истинного смысла предназначения у человека есть свобода, дарованная Богом с определенной целью.
Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи(10931166 гг.) - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт-мистик и религиозный проповедник.
1.Предками русских, украинцев и белорусов были: В). восточные славяне
2. Причиной создания Древнерусского государства была: Б). общая военная угроза
3. Этот князь стал первым великим князем киевским: В). Игорь
4. «Русская правда» -- это В). первый письменный свод законов
5. «Каждый да держит отчину свою», установление этого принципа на съезде в Любече закрепляло: Б). разделение русской земли на отдельные княжества
6. Религиозные верования у восточных славян: вначале б) язычество , с конца 10 века а) христианство
7. Название общины в Древней Руси: а) вервь
8. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
б) образование Древнерусского государства---а) правление княгини Ольги в) принятие христианстваг) правление князя Ярослава Мудрого
9. Причиной убийства князя Игоря древлянами стала(о): можно сказать б) грубое нарушение князем договора о полюдье , а можнго и в) изменение князем порядка сбора дани. Он пришёл за данью второй раз.
10. Крещение Руси связано с именем:, в) князя Владимира Святославовича
11. Соотнесите названия и определения:
1) полюдье=б) объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани
2) погост=в) места сбора дани, установленные реформой княгини Ольги
3) дружина=а) войско киевского великого князя
12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к Киевской Руси. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда:
Закупы, холопы, Нестор, князь Олег, Карл Великий, князь Рюрик.
13. Сравните политику князя Владимира Святославича и князя Ярослава Мудрого. Запишите сначала две черты сходства, затем две черты отличия.
сходство: б) укрепление южных рубежей Руси, в) усиление власти киевского князя
различия: а) принятие христианства Киевской Русью -Владимир
г) строительство Софийских соборов-Ярослав
14. Чем украшались храмы в Древней Руси. Выберите несколько ответов.
а) икона , д) фреска, реже б) мозаика
15. Причиной раздробленности Руси является: В) Стремление удельных князей к независимости от Киева
16. В каком году состоялся съезд князей в Любече? Г) 1097 г.
17.Догадайтесь по описанию, о какой исторической личности идет речь:
Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. За это он получил прозвище. При нем были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами. Он положил начало созданию на Руси первого письменного свода законов. Ярослав Мудрый