5. Прочитайте предложенные тексты, подпишите их авторов и определите значение трудов. 1. «Родословная» Таким образом, роды не только пользовались всеобъемлющим значением в бытовой жизни кочевников, но играли весьма важную роль и в их политической истории. Естественно, что при таком значении родов, когда вся жизнь и судьба кочевника определялись принадлежностью к роду, родовые имена должны были пользоваться необыкновенной прочностью. Роды могли входить в различные союзы, целиком и частями, но должны были твёрдо сохранять свои исконные имена. Родовые имена, записанные многие века тому назад историками, – конечно, вследствие политического значения носивших их родов, – сохраняются частью и поныне. Это обстоятельство даёт возможность определить, в значительной мере, этнический состав тех из ныне существующих тюркских племён и народностей, которые сохранили кочевой образ жизни и родовой быт, а с ними и родовые имена.
2.«Тауарих хамса» Жанибек хан подразделил свой народ на две части: в одну определил принявших ислам, а в другую – не принявших ислам. Затем подразделил «мусульманских кочевников» еще на три части: Старший жуз, Средний жуз, Младший жуз. У приближённого Жанибека хана Байкотан бия, было девять сыновей: Уйсун от старшей жены, Аргын, Найман, Конырат, Кыпшак, Уак, Керей — от второй, а от третьей — Алшын, Жаппас... Жанибек хан, подразделив сыновей Байкотан бия на три жуза, объявил во главе Старшего Жуза — Уйсуна, Среднего — Жалаира, Младшего жуза — Алшына с двумя братьями. И дано было им указание отзываться только по имени жуза, а не от имён мелких родов. Традиция эта продолжалась до времён Тохтамыша. Авторы Докажите, что данные труды являются ценными историческими источниками, аргументируйте свой ответ (приведите 3 аргумента).
У МЕНЯ СО
На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н.э. в евразийских степях была изобретена бронза. Археологические памятники племен Казахстана эпохи бронзы относятся к андроновской культуре, названной так по месту первых раскопок могильника у села Андропове под г. Ачинском в Южной Сибири. Зона ее распространения охватывала обширное пространство Южной Сибири, Казахстан, прилегающие районы Урала, Среднюю Азию до Южного Таджикистана, Афганистана, Северного Пакистана. В эпоху бронзы климат менялся в сторону потепления и сухости и почти на всей территории Казахстана развивалось скотоводческо-земледельческое хозяйство с преобладанием первого. Андроновская культура делится на три периода: ранняя бронза - XVIII - XVI вв. до н.э., средняя - XV - XII вв. до н.э., поздняя -XII - начало VIII вв. до н.э.
В Центральном Казахстане обнаружено свыше 30 поселений и более 150 могильников андроновской культуры. Здесь ранний этап - нуринский, названный по находкам в долине реки Нура. Средний - атасуский, названный по группе могильников в долине реки Атасу. Поздний - бегазы-дандыбаевский по находкам у аула Дандыбай близ Караганды и в урочище Бегазы в северном Прибалхашье. В Северном Казахстане известны памятники ранней бронзы в районе г. Петропавловска. В то время стали появляться поселения, которые можно считать предшественниками городов. Одно из них Аркаим - на границе Челябинской и Кустанайской областей. В период средней бронзы значительно изменились домостроительство, организация поселений. Примером бытового комплекса является поселение Тасты-Бутак в Западном Казахстане. Здесь открыты десятки поселений и могильников данного периода. В Восточном Казахстане десятки поселений и могильников найдены в долинах Иртыша,Бухтармы, Курчума на Алтае и Тарбагатае. На юге Казахстана и в Семиречье обнаружены скопления наскальных рисунков Тамгалы и в Каратау. Памятниками средней бронзы Семиречья являются могильники Тамгалы, Каракудук. В Каратау могильник Таутары. В низовьях Сырдарьи в Приаралье открыты уникальные памятники бронзы - мавзолеи Тегискена.
Племена бронзового века образовали исходный культурный пласт, на основе которого происходило формирование культуры ранних кочевников. Основным занятием людей было пастушеское скотоводство и мотыжное земледелие. В скотоводстве постепенно изменялся состав стада, увеличивалась доля животных, при к кочевому образу, таких как лошади, овцы, верблюды. Получило распространение отгонное скотоводство, как переходное к кочевому. На дальних пастбищах пастухи сооружали из жердей легкие каркасные жилища со стенами из циновок - предшественники юрт. Появились и войлочные кибитки, при для кочевья, установленные на четырехколесных телегах.
Важную роль в жизни племен того времени играла металлургия. Основным сырьем для изготовления орудий труда и оружия была бронза - сплав меди и олова. Центрами металлургии были Центральный и Восточный Казахстан. Материнский род сменил отцовский. Первобытнообщинные отношения постепенно разлагались, усиливалась имущественная дифференциация. Это проявилось в том, что у андроновцев были богатые погребения в виде больших курганов, где вместе с покойным находились богатое оружие, украшения. А также были бедные, в которых находились глиняные горшки, скромные украшения, части жертвенных животных.
По своему антропологическому складу андроновцы были представителями европеоидной расы - широколицые, с открытыми глазами, развитым надпереносьем, резко выступающим носом. В языковом отношении они относились к индоиранской группе.
Андроновцы поклонялись небу, солнцу, священному огню, верили в загробную жизнь, главным жертвенным животным был конь. Религиозные представления были достаточно развиты.
Объяснение: