Храм Зевса в Олимпии, сооруженный вскоре после победы греков над персами при Платеях (479 г. до н. э.) и на средства из взятой при этом добычи, завершил в метрополии формирование общегреческого типа дорического храма и положил начало новому периоду индивидуальной трактовки каждого сооружения
Храм был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды между началом 460 и 450 гг. до н. э. и являлся одним из лучших примеров строгого и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хризоэлефантинной (из золота и слоновой кости) статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. В настоящее время храм лежит в развалинах; лишь несколько камней от стен целлы стоят на стилобате, окруженном барабанами колонн, фрагментами стен и антаблемента, поверженных землетрясениями. Тщательное изучение этих руин и описания античных авторов (особенно Павсания) позволили реконструировать архитектурный облик сооружения. Это — дорический периптер размером 27,68X64,12 м по стилобату с числом колонн 6X13. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих храмов подобного размера во всей метрополии. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и опистодома. Храм был построен из исключительно твердого местного пороса (ракушечного известняка) и был покрыт тонким слоем прекрасной белой мраморной штукатурки; кровельная черепица, сима и скульптуры были мраморные. Твердость ракушечника сказалась в строгости архитектурных обломов и позволила достигнуть исключительной точности в исполнении, характерной для греческой архитектуры эпохи расцвета. На стилобате еще сохранились следы разбивки — процарапанные на камне линии осей, на пересечении которых были сделаны залитые свинцом углубления, отмечавшие центры колонн. Ко входу в храм вели не дополнительные ступени, а пологий пандус.
Высота колонн — 10,43 м — вдвое превышала расстояние между осями; они состояли из четырнадцати барабанов и были обработаны двадцатью каннелюрами. Высокие с большим выносом эхины и профили капителей (четыре ремешка и три вреза гипотрахелиона) напоминали своими очертаниями ордер эгинского храма. Суровость форм некогда смягчалась праздничной окраской, следы которой обнаружены на некоторых фрагментах (красная — на тении, увенчивающей архитрав, синяя — на мутулах и триглифах); на метопах наружного фриза, лишенных скульптурных украшений, не было обнаружено также и следов покраски — вероятно, они оставались белыми.
Огромный, торжественно строгий и величавый олимпийский храм прекрасно соответствовал образу скрытой в его целле фидиевой статуи всемогущего Зевса, дух которого, доброжелательный и божественно беспристрастный, должен был господствовать в проводившихся здесь межэллинских спортивных состязаниях.
Храм Зевса в Олимпии оказал решающее влияние на развитие дорической архитектуры как в удаленных областях эллинского мира (Великая Греция), так и в непосредственной близости к нему.
Это материал для доклада если тебе кратко надо напиши в коментах я обезательно прочту
Храм Зевса в Олимпии
Храм Зевса в Олимпии, сооруженный вскоре после победы греков над персами при Платеях (479 г. до н. э.) и на средства из взятой при этом добычи, завершил в метрополии формирование общегреческого типа дорического храма и положил начало новому периоду индивидуальной трактовки каждого сооружения
Храм был сооружен местным зодчим Либоном из Элиды между началом 460 и 450 гг. до н. э. и являлся одним из лучших примеров строгого и мощного дорического стиля ранней классики. В древности он был знаменит хризоэлефантинной (из золота и слоновой кости) статуей Зевса работы Фидия, считавшейся одним из семи чудес света. В настоящее время храм лежит в развалинах; лишь несколько камней от стен целлы стоят на стилобате, окруженном барабанами колонн, фрагментами стен и антаблемента, поверженных землетрясениями. Тщательное изучение этих руин и описания античных авторов (особенно Павсания) позволили реконструировать архитектурный облик сооружения. Это — дорический периптер размером 27,68X64,12 м по стилобату с числом колонн 6X13. Это был самый крупный храм в Пелопоннесе и один из немногих храмов подобного размера во всей метрополии. Внутреннее помещение состояло из пронаоса, целлы и опистодома. Храм был построен из исключительно твердого местного пороса (ракушечного известняка) и был покрыт тонким слоем прекрасной белой мраморной штукатурки; кровельная черепица, сима и скульптуры были мраморные. Твердость ракушечника сказалась в строгости архитектурных обломов и позволила достигнуть исключительной точности в исполнении, характерной для греческой архитектуры эпохи расцвета. На стилобате еще сохранились следы разбивки — процарапанные на камне линии осей, на пересечении которых были сделаны залитые свинцом углубления, отмечавшие центры колонн. Ко входу в храм вели не дополнительные ступени, а пологий пандус.
Высота колонн — 10,43 м — вдвое превышала расстояние между осями; они состояли из четырнадцати барабанов и были обработаны двадцатью каннелюрами. Высокие с большим выносом эхины и профили капителей (четыре ремешка и три вреза гипотрахелиона) напоминали своими очертаниями ордер эгинского храма. Суровость форм некогда смягчалась праздничной окраской, следы которой обнаружены на некоторых фрагментах (красная — на тении, увенчивающей архитрав, синяя — на мутулах и триглифах); на метопах наружного фриза, лишенных скульптурных украшений, не было обнаружено также и следов покраски — вероятно, они оставались белыми.
Огромный, торжественно строгий и величавый олимпийский храм прекрасно соответствовал образу скрытой в его целле фидиевой статуи всемогущего Зевса, дух которого, доброжелательный и божественно беспристрастный, должен был господствовать в проводившихся здесь межэллинских спортивных состязаниях.
Храм Зевса в Олимпии оказал решающее влияние на развитие дорической архитектуры как в удаленных областях эллинского мира (Великая Греция), так и в непосредственной близости к нему.
Это материал для доклада если тебе кратко надо напиши в коментах я обезательно прочту