5. У чому полягала особливість литовського володарювання на українських землях у XIV—XV ст.?
1 витісненні православ'я шляхом утвердження католицизму
2 здійсненні судочинства на підставі норм «Руської правди»
3 наданні латинській мові статусу офіційної державної мови
4 порушенні порядків, традицій, звичаїв місцевого населення
5 ліквідації удільних князівств і перетворенні їх на воєводства
6 заміні руських князів на родичів великого литовського князя
Збо́ровский догово́р — «Объявления милости его королевского величества войску запорожскому на пункты предложенные в их челобитной».[1] Заключён Богданом Хмельницким с польским королём Яном Казимиром после тяжелейшего поражения поляков, выступивших для подавления восстания казаков, под городком Зборов 5 — 6 августа (17 — 16 августа) 1649 от Хмельницкого и его союзника, крымского хана Ислама III Гирея .
Польское правительство обещало полную амнистию всем, принимавшим участие в восстании, и разрешило гетману увеличить число реестровых казаков до 40 тыс., позволяя набрать их из королевских и шляхетских имений и разместить на Украине, где не должны были квартировать польские войска; все не вошедшие в реестр обязаны были возвратиться на своё прежнее нахождение; гетман получал на своё содержание город Чигирин с округом; правительство обязывалось уничтожать унию и допустить киевского митрополита в Сенат; евреи и иезуиты теряли право жительства на Украине; все должности и чины в Киевском, Брацлавском и Черниговском воеводствах король мог раздавать только местным православным дворянам. Один из пунктов Зборовского трактата предусматривал запрет проживания евреев на территории казацкой автономии.
В свою очередь, Хмельницкий тщетно пытался склонить народ подчиниться условию, в силу которого все не вошедшие в реестр должны были подчиняться панам, и наконец, видя, что он рискует своей популярностью, отказался от действительного соблюдения договора и начал готовить новое восстание. Слепой религиозный фанатизм польского общества, не мирившийся с мыслью о равноправности православной церкви с католической, и нежелание народа вновь нести только что сброшенное ярмо крепостного права превратили Зборовский договор в фикцию, плохо соблюдавшуюся с обеих сторон. Наконец 24 декабря (3 января) 1651 года польский сейм объявил новую войну.
Безысходный тон, с которым написан эдикт, позволил историкам предположить, что до 4 апреля у императора не было такого мощного союзника, как русы. (20, 198)
Армия Владимира Святого появилась в Константинополе незадолго до летнего хрисопольского сражения. Ее спешное прибытие и внезапный их удар по врагу говорят о скоротечности событий. Вычитая от 7 апреля 989 года 9 месяцев херсонесской осады, оказываемся в начале июля 988 года. Несколько дней ушло на переброску армии в Крым. Значит, Хрисопольская битва состоялась в конце июня — русского месяца войны.