Ситуация в экономике и попытки ее перестройки. Апрельский пленум 1985 г. Курс на «ускорение». Экономические преобразования 1987-1988 гг. Программы перехода к рынку. Трудности проведения рыночных реформ. Экономический кризис и начало падения производства. Усиление социальной напряженности. Эволюция взглядов на концепцию перестройки. Реформа политической системы (1988-1989 гг.). Развитие гласности. Формирование различных общественно-политических групп и движений. Возникновение оппозиции. Раскол в КПСС. Межнациональные конфликты. «Парад суверенитетов» и поиски путей обновления Союза. Августовский политический кризис 1991 г. Распад СССР. Возникновение независимых государств. Образование СНГ. Внешнеполитический курс М.С. Горбачева. «Новое мышление». «Бархатные революции» в странах Восточной Европы. Окончание «холодной войны».
Влияние войны на политические настроения. Война изменила общественно- политическую атмосферу в советском обществе. Сама экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность в решающий момент.
Война пробила брешь в "железном занавесе", которым СССР был изолирован от других стран с 30-х годов. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), мобилизованные для работ в Германию жители оккупированных немцами областей СССР (до 5,5 млн.) своими глазами увидели и смогли оценить тот мир, о "разложении" и "близкой гибели" которого им говорили до войны. Отношние к личности, уровень жизни, организация труда и быта настолько отличались от советских реалий, что многие усомнились в целесообразности пути, по которому шла страна все эти годы. Сомнения проникали даже в ряды партийно-государственной номенклатуры.
Победа народа в войне породила множество надежд и ожиданий. Крестьяне рассчитывали на роспуск колхозов, интеллигенция - на ослабление политического диктата, население союзных и автономных республик - на изменение национальной политики. Эти настроения излагались в письмах партийному и государственному руководству, донесениях органов госбезопасности. Проявились они и в ходе "закрытого" обсуждения проектов новой конституции страны, Программы и Устава партии. Предложения высказывали лишь ответственные работники ЦК партии, ЦК компартий союзных республик, наркомы, руководство краев и областей. Но и они готовы были ликвидировать специальные суды военного времени, освободить партию от хозяйственных функций, ограничить срок пребывания на руководящей партийной и советской работе, проводить выборы на альтернативной основе.
Власть стремилась ослабить возникшее социальное напряжение, с одной стороны, путем декоративной, видимой демократизации, а с другой - усилением борьбы с "вольнодумством".
Ситуация в экономике и попытки ее перестройки. Апрельский пленум 1985 г. Курс на «ускорение». Экономические преобразования 1987-1988 гг. Программы перехода к рынку. Трудности проведения рыночных реформ. Экономический кризис и начало падения производства. Усиление социальной напряженности. Эволюция взглядов на концепцию перестройки. Реформа политической системы (1988-1989 гг.). Развитие гласности. Формирование различных общественно-политических групп и движений. Возникновение оппозиции. Раскол в КПСС. Межнациональные конфликты. «Парад суверенитетов» и поиски путей обновления Союза. Августовский политический кризис 1991 г. Распад СССР. Возникновение независимых государств. Образование СНГ. Внешнеполитический курс М.С. Горбачева. «Новое мышление». «Бархатные революции» в странах Восточной Европы. Окончание «холодной войны».
Влияние войны на политические настроения. Война изменила общественно- политическую атмосферу в советском обществе. Сама экстремальная обстановка на фронте и в тылу заставляла людей мыслить творчески, действовать самостоятельно, принимать на себя ответственность в решающий момент.
Война пробила брешь в "железном занавесе", которым СССР был изолирован от других стран с 30-х годов. Участники европейского похода Красной Армии (а их было почти 10 млн. человек), мобилизованные для работ в Германию жители оккупированных немцами областей СССР (до 5,5 млн.) своими глазами увидели и смогли оценить тот мир, о "разложении" и "близкой гибели" которого им говорили до войны. Отношние к личности, уровень жизни, организация труда и быта настолько отличались от советских реалий, что многие усомнились в целесообразности пути, по которому шла страна все эти годы. Сомнения проникали даже в ряды партийно-государственной номенклатуры.
Победа народа в войне породила множество надежд и ожиданий. Крестьяне рассчитывали на роспуск колхозов, интеллигенция - на ослабление политического диктата, население союзных и автономных республик - на изменение национальной политики. Эти настроения излагались в письмах партийному и государственному руководству, донесениях органов госбезопасности. Проявились они и в ходе "закрытого" обсуждения проектов новой конституции страны, Программы и Устава партии. Предложения высказывали лишь ответственные работники ЦК партии, ЦК компартий союзных республик, наркомы, руководство краев и областей. Но и они готовы были ликвидировать специальные суды военного времени, освободить партию от хозяйственных функций, ограничить срок пребывания на руководящей партийной и советской работе, проводить выборы на альтернативной основе.
Власть стремилась ослабить возникшее социальное напряжение, с одной стороны, путем декоративной, видимой демократизации, а с другой - усилением борьбы с "вольнодумством".