50
тема: «структура и сословия средневекового общества»
цель занятия: рассмотреть основные права и обязанности сословий средневекового общества европы.
оборудование: папки с текстом практических работ, тетрадь для практических работ, учебник «» в.в. артемов ю.н лубченков часть 1
: ознакомьтесь с основными сведениями по теме «структура и сословия средневекового общества».
средневековье- началом средневековья считают гибель в 476 г западной римской империи.(раннее, зрелое и позднее)
феодализм- зрелое средневековье в европе(к. іх-к. хііівв)
феод- наследственное земельное владение за службу.
феодал-владелец земли.
сеньор- старший, тот , кто наделяет землей
вассал-слуга, тот, кто получал землю за службу.
сословия- наиболее крупные социальные общности (горожане, феодалы, духовенство), которые добивались определенных прав.
ход занятия:
ι. прочитайте и дайте ответ на вопросы:
фрагмент свода феодальных законов хiii века: сеньор имеет полную власть над своим сервом (зависимым от него крестьянином), чтобы делать с ним все, что захочет. но при всем этом, он не должен ни убивать его, ни оскорблять, даже если для этого будет повод, за исключением приказа местного судьи; и не должен ни ранить его, ни морить его голодом. затем постановляем, что, если кто-либо будет так жесток со своими сервами, что будет морить их голодом, или ранит их, или повергнет их в такие бедствия, что они не смогут терпеть их, то в таких случаях сервы могут судье. и он, по своей должности, обязан выяснить истину, так ли это; и если найдет, что это правда, то он должен продать их и возместить их стоимость сеньору. и он должен сделать это так, чтобы они никогда не смогли вернуться под власть того, по чьей вине он их продал»
в каком случае сеньор имел право убить или ранить своего серва?
какие права имели сервы для защиты от произвола сеньоров?
французский ж.. ле гофф писал: «… церковь преимущественно преследовала свои собственные интересы, не заботясь более об интересе варварских государств, чего не было при римской империи. она скапливала земли, доходы, привилегии, добиваясь их в качестве даров от королей, магнатов, даже бедняков, и это в тех условиях, еще более обескровливало хозяйственную жизнь, подрывало производство. епископы, почти все выходцы из богатой аристократии, будучи всемогущими в своих городах и епархиях, стремились к такой же власти и в церковь пыталась руководить государством, а государство церковью. епископы выдвигались в разряд королевских советников и наставников во всех сферах деятельности, силясь преобразовать церковные каноны в гражданские законы, а короли, став католиками, назначали епископов и председательствовали на ».
как автор оценивает политическую роль церкви в раннее средневековье?
іі. прочитайте текст учебника на стр. 95-97 и дайте ответ на вопрос:
почему ,по вашему мнению, средневекового крестьянина называют универсальным работником?
ііі. прочитайте текст учебника на стр. 94-98 и заполните таблицу:
критерии оценки:
«5»- выполнены все , даны полные ответы. всего: 18
«4»- в ответах допущены незначительные ошибки. ( 17-15 )
«3»- допущены грубые ошибки, либо не выполнено 40% работы (14-10 )
«2»- не выполнено более 50% работы. (9 -1 )
Однако оно тоже было неоднородным, включало крупных феодальных сеньоров и воинов — владельцев мелких феодов (собственно рыцарей), а подчас и вовсе утративших свои владения и сохранивших лишь социальный статус. Сами рыцари считали себя «цветом мира», высшим слоем общества.
Процесс феодализации, начавшийся в Западной Европе в раннем Средневековье, захватил и церковь. Уже тогда в руках у церковников сосредоточилось около трети обрабатываемых земель. Иерархи церкви, монастыри превратились в крупных феодальных собственников. Они обрели широкие иммунитетные права.
С конца раннего Средневековья в центре феодов воздвигались укрепленные замки, резиденции сеньоров, в том числе и церковных, они превращались в неприступные крепости.
Крестьянское население не было однородным по своему происхождению и правовому положению. Существовали свободные общинники (их число постоянно сокращалось) и различные категории зависимых крестьян. Однако степень крестьянской зависимости в Западной Европе никогда не достигала того уровня, который впоследствии существовал при крепостном праве в России. В XII—XIII вв. началась постепенная ликвидация барской запашки и раздача крестьянам в наследственное держание земель, до тех пор входивших в домен.
Средневековая цивилизация была аграрной. В течение многих веков господствовало натуральное хозяйство. Лишь с развитием городов ремесло выделяется как особая отрасль хозяйственной жизни. К разряду трудящихся присоединились и ремесленники.
Важным признаком феодального сообщества являлась его корпоративность. Рыцарские корпорации, сеньориально-вассальные союзы, братства и ордена, ремесленные цехи, городские коммуны и союзы городов, купеческие гильдии и сельские общины, университеты с их системой землячеств, секты и т. п. составляли пеструю социальную картину. Человек искал у корпорации защиту, в ней он обретал свой социальный статус и мог отстоять себя как индивида. Наиболее общеобязательной и всеохватывающей была принадлежность к церкви.