переломным моментом в развитии торговли в регионе следует считать середину xviii в. этот процесс связан с движением россии на юг. в развитии средней азии и казахстана xvii-xviii вв. это отношений с россией. вначале отношения были тесно связаны с дипломатическими, послы в то же время были купцами. они везли на своих караванах не только царские или ханские подарки, но и товары для торговли. преимущество такого вида торговли состояло в том, что будучи как-то связанный с дипломатическими отношениями подобные товары освобождались от пошлин и налогов.
если в xvi-xvii вв. в документах мы наблюдаем интенсивные дипломатические отношения россии со степными владельцами (ногайские, казахские, сибирские, калмыцкие) и шейбанидскими правителями средней азии, то следует предполагать, что между этими странами шла такая же активная торговля.
с указанной хронологической даты берут начало укрепление и увеличение частной торговли. караваны торговцев с юга облагались пошлиной (например, в г. астрахани), но это не уменьшало объема торговли. одновременно активизация торговли наблюдается и в восточных пределах российской империи. здесь передовые сибирские аванпосты россии (тобольск и др. города) устанавливали торгово-дипломатические отношения с восточными соседями россии (китай, монгольские владения, калмыки и, самое главное, восточно-туркестанские города). в сибири среднеазиатские товары нужны были еще больше, чем в центре, и поэтому московское правительство в xvi-xvii вв. не облагало пошлиной торговлю в этом регионе.
так примерно складывались и -казахские торговые отношения в конце xvii - начале xviii вв. в допросных речах казахского посла тайконура, сына култабай аталыка, представлявшего в конце xvii в. (1694 г.) дипломатические интересы казахского хана тауке. в тобольской воеводской избе содержатся и сведения, касающиеся торговой деятельности дипломатов.
посол вначале сделал заявление о том, что он прислан «тевки-ханом к их царскому пресветлому величеству с листом и », а затем высняется, что вместе с послом приехал «ис тургистана
— города казачьей орды торгой алсеитка шукуров. а по осмотру у посланца два тюка, у алсеитки шукурова два ж тюка, а по скаске их те тюки с бухарским товаром, с зендени и с базьми» [1, 15-16].
возможно, посол тайконур — сын култабай аталыка не был пионером в установлении торговых отношений с россией. имеющиеся сведения о более ранних этапах сотрудничества степных владетелей с соседними странами всегда включают компонент: торговлю как обязательный элемент миссии.
но с тайконура начинается совершенно новый период в хозяйственно-культурной великой степи. отныне вся основная торговля кочевников начинает ориентироваться на северный рынок. безусловно, в этом процессе были значительные пробелы и неудачи, но тенденция улавливается четко. в век все нарастающего кризиса торговли в средней азии кочевники искали новых партнеров. эта проблема, наряду с политическими союз (против калмыков и т. была озвучена и посольством кайып хана в 1716 г. в тобольске. казахские послы бекбулат екешов и байдаулет буриев просили м.гагарина донести до царя и издать указ, «чтобы им (казахам. — еа) позволено было ездить в то- болеск для торгу. а хаип-де хан станет присылать в тоболеск для торгу казачьи орды и бухарцам по все годы или через год, по скольку человек указано будет, из тоболеска. и в казань о том и о миру ж посланцы с листом»
Не знаю подойдёт или нет,но как-то так построение каждым народом и каждой нацией цивилизованного общества является показателем его , социального и культурного прогресса. исламская цивилизация, которая много веков назад установилась на территории современных мусульманских государств, означает то, что мусульмане совершили огромные шаги в развитии мысли и морали, и материального благосостояния, а также силы и обороны. в ином случае цивилизация попросту не сложилась бы. слово цивилизация в персидском языке обозначается словом «тамаддун», которое в основе своей имеет арабские корни. слово «тамаддун» является производным от арабского слова «мудун», которое означает поселение в городе, перенимание привычек и манер городских жителей, принятие порядка и законов, царящих в человеческом обществе, а также взаимное сотрудничество всех членов общества в различных политических, социальных, , культурных и других начинаниях. по мнению многих исследователей в становлении и последующем развитии любой цивилизации огромную роль играют такие основы как знание, порядок и отсутствие хаоса, покой и безопасность, единство и членов общества. ислам уделяет огромное значение основам и причинам, играющим важнейшую роль в возникновении и процветании цивилизации. об этом сказано и в коране, и в хадисах от непорочных, а также это отчетливо проявляется в жизни пророка ислама (дбар) и непорочных имамов (дбм). более того, так, как этому уделяет значение ислам, не уделяет больше никакая другая религия. сложившаяся сегодня человеческая цивилизация, охватившая собой весь мир, является плодом трудов и стараний различных народов и наций на протяжении всей . вклад, который внёс ислам в становлении современной цивилизации, значителен и ярок. исламская культура, зародившаяся под тенью знаний и развития наук, дала многое западной культуре. в общих чертах передача знаний и культуры от ислама к западу происходило следующими путями: 1. посредством взаимоотношений мусульман с христианами в разных землях и в разных эпохах. 2. посредством перевода трудов мусульманских учёных на языки европейских народов. 3. посредством преподавания в европейских научных центрах книг и трудов мусульманских учёных и исследователей.
переломным моментом в развитии торговли в регионе следует считать середину xviii в. этот процесс связан с движением россии на юг. в развитии средней азии и казахстана xvii-xviii вв. это отношений с россией. вначале отношения были тесно связаны с дипломатическими, послы в то же время были купцами. они везли на своих караванах не только царские или ханские подарки, но и товары для торговли. преимущество такого вида торговли состояло в том, что будучи как-то связанный с дипломатическими отношениями подобные товары освобождались от пошлин и налогов.
если в xvi-xvii вв. в документах мы наблюдаем интенсивные дипломатические отношения россии со степными владельцами (ногайские, казахские, сибирские, калмыцкие) и шейбанидскими правителями средней азии, то следует предполагать, что между этими странами шла такая же активная торговля.
с указанной хронологической даты берут начало укрепление и увеличение частной торговли. караваны торговцев с юга облагались пошлиной (например, в г. астрахани), но это не уменьшало объема торговли. одновременно активизация торговли наблюдается и в восточных пределах российской империи. здесь передовые сибирские аванпосты россии (тобольск и др. города) устанавливали торгово-дипломатические отношения с восточными соседями россии (китай, монгольские владения, калмыки и, самое главное, восточно-туркестанские города). в сибири среднеазиатские товары нужны были еще больше, чем в центре, и поэтому московское правительство в xvi-xvii вв. не облагало пошлиной торговлю в этом регионе.
так примерно складывались и -казахские торговые отношения в конце xvii - начале xviii вв. в допросных речах казахского посла тайконура, сына култабай аталыка, представлявшего в конце xvii в. (1694 г.) дипломатические интересы казахского хана тауке. в тобольской воеводской избе содержатся и сведения, касающиеся торговой деятельности дипломатов.
посол вначале сделал заявление о том, что он прислан «тевки-ханом к их царскому пресветлому величеству с листом и », а затем высняется, что вместе с послом приехал «ис тургистана
— города казачьей орды торгой алсеитка шукуров. а по осмотру у посланца два тюка, у алсеитки шукурова два ж тюка, а по скаске их те тюки с бухарским товаром, с зендени и с базьми» [1, 15-16].
возможно, посол тайконур — сын култабай аталыка не был пионером в установлении торговых отношений с россией. имеющиеся сведения о более ранних этапах сотрудничества степных владетелей с соседними странами всегда включают компонент: торговлю как обязательный элемент миссии.
но с тайконура начинается совершенно новый период в хозяйственно-культурной великой степи. отныне вся основная торговля кочевников начинает ориентироваться на северный рынок. безусловно, в этом процессе были значительные пробелы и неудачи, но тенденция улавливается четко. в век все нарастающего кризиса торговли в средней азии кочевники искали новых партнеров. эта проблема, наряду с политическими союз (против калмыков и т. была озвучена и посольством кайып хана в 1716 г. в тобольске. казахские послы бекбулат екешов и байдаулет буриев просили м.гагарина донести до царя и издать указ, «чтобы им (казахам. — еа) позволено было ездить в то- болеск для торгу. а хаип-де хан станет присылать в тоболеск для торгу казачьи орды и бухарцам по все годы или через год, по скольку человек указано будет, из тоболеска. и в казань о том и о миру ж посланцы с листом»