Архитектура.В архитектуре окончательно изжил себя классицизм. Новые типы зданий промышленных предприятий и государственных учреждений, вокзалов, магазинов, рынков, больниц, банков, мостов, театров, выставочных залов требовали новых архитектурных решений. Зодчие стали искать их в используя мотивы и закономерности архитектурных стилей готики, ренессанса, барокко и пр. Это привело к господству эклектики (от греческого слова «эклегейн» — выбирать, избирать). Так, М. Месмахер создает здание Архива Государственного совета в Петербурге в духе архитектуры эпохи Возрождения. Мотивы эпохи Возрождения использует также и А. И. Кракау в здании Балтийского вокзала и особняке барона Штиглица на Английской набережной Невы.Распространенным становится «неорусский» (или «псевдорусский») стиль. В моду входят шатровые завершения, башенки, узорчатые декоры, фигурные наличники, по меткому замечанию современника, — «мраморные полотенца и кирпичная вышивка». В этом стиле были построены знаменитые московские здания — Исторического музея (А. А. Семенов и В. О. Шервуд), Городской думы (Д. Н. Чичагов), Верхних торговых рядов (А. Н. Померанцев).Особая страница в русской архитектуре второй половины XIX в. — это доходные многоэтажные и многоквартирные дома, из которых заказчик стремился извлечь максимальную прибыль, затрачивая на их сооружение минимальные средства. Сооружение таких домов не требовало и значительных творческих усилий. Они стали прологом к появлению типовой архитектуры XX в.
Иван Калита. Русская живопись XIV—XV вв. испытала невиданный расцвет. В искусство проникают представления о реальном человеке и ценности человеческой личности. Страдания распятого Христа, переживания Богоматери, образы святых и праведников стали средством передачи человеческих чувств.Божественное становилось понятным: в живописи раскрывались не только религиозные символы, но и психологические переживания изображенных людей. Человек и его духовный мир — центральная тема русской живописи. О художниках русского средневековья чаще всего нам известно мало. Одно из счастливых исключений — биография великого художника Феофана Грека. О нем рассказал монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый, прозванный так за литературный талант. Феофан был «родом грек». Родился он, по-видимому, в 30-х годах XIV в. В 1378 г. он прибыл в Новгород, а до этого работал в Константинополе и других городах Византийской империи.
О художниках русского средневековья чаще всего нам известно мало. Одно из счастливых исключений — биография великого художника Феофана Грека. О нем рассказал монах Троице-Сергиева монастыря Епифаний Премудрый, прозванный так за литературный талант. Феофан был «родом грек». Родился он, по-видимому, в 30-х годах XIV в. В 1378 г. он прибыл в Новгород, а до этого работал в Константинополе и других городах Византийской империи.