6. Прочитайте уривки з історичного роману П.Куліша «Чорна рада. Хроніка 1663 р.» та «Літопису Самовидця» на с. 162 – 163.
- Порівняйте тексти. Які факти з літописного уривка підтверджують, що письменник саме цей літопис використовував як історичне джерело для написання твору?
- На які деталі перебігу події звертає увагу літописець, чому саме на них?
- Чим фрагмент з історичного джерела відрізняється від уривка з роману? З чим пов’язані ці відмінності?
Непонятно, про какой документ по сыску идет речь.
В процессе становления крепостничества в России можно выделить несколько этапов юридического закрепощения крестьян:
1) Судебник 1497 г.;
2) Судебник 1550 г.;
3) введение заповедных лет в 80-х гг. XVI в.;
4) Указ 1592 г.;
5) введение урочных лет 1597 г. (Указ о пятилетнем сроке сыска беглых крестьян);
6) Соборное Уложение 1649 г. Отменило урочные лета, закрепив таким образом бе сыск беглых крестьян.
Юридическое оформление крепостного права началось в правление Ивана III с принятием свода законов единого российского государства − Судебника 1497 г. Статья 57 Судебника «О христианском отказе» ограничивала право крестьянского перехода от одного землевладельца к другому одним сроком для всей страны: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября).
Прогрессивные перемены:
1. В 1803 году он издал указ "О вольных хлебопашцах", который разрешал помещикам отпускать на волю крепостных с наделением их землёй за выкуп.
2. В марте 1804 г. Александр I запрещал продавать крестьян без земли на территориях Лифляндской и Эстляндской губерний, отменял вмешательство помещика при вступлении в брак его крепостных, учреждал выборность низших судов, запрещал помещикам наказывать крестьян более чем пятнадцатью палочными ударами. Прекращалась в любой форме раздача государственных крестьян.
3. В 1810 году учреждён Государственный совет, который должен был стать высшим органом управления, но оказался лишь совещательным органом при царе.
4. Было открыто много средних и высших учебных заведений, в том числе университеты (Казань, Харьков, Петербург, Дерпт) и близкие к ним по программе лицеи.
Консервативные меры:
1. В стране был установлен режим аркачеевщины.
2. Введена цензура, происходят гонения на прогрессивно мыслящих людей, в образовании насаждается религиозное сознание.
3. Усилилось крепостничество.
4. Возникает самое уродливое проявление феодально-крепостнического гнёта - военные поселения. В них крестьяне должны были пожизненно отбывать военную службу и заниматься сельским хозяйством, чтобы прокормить себя и свои семьи.