В надписи персидского царя Дария I (521-486 гг. до н. э.) упоминаются 3 группы сакских племен: саки-хаомоварга (изготовляющие напиток хаому), саки-тарадарая или парадарая (заречные саки), саки-тиграхауда (носящие остроконечную шапку).
Саков-парадарайя древнегреческие авторы называли массагетами и яксартами. В состав союзов племен саков-парадарая входили племена: дай и каспий. Саки-парадарайя жили по северо-восточным берегам Каспийского моря, к югу и юго-востоку от Аральского моря, занимая правобережье Амударьи и низовья Амударьи и Сырдарьи, т. е. на территории Западного и отчасти Южного Казахстана.
Семиречье было центром обитания саков-тиграхауда. На северо-востоке их территория доходила до Алтайских гор, на севере – до озера Балхаш и реки Чу, на западе – до правобережья реки Талас. В состав союза племен саков-тиграхауда входили исседоны, обитавшие в долинах реки Чу, на востоке – до Тарбагатая.
Саки-тиграхауда расселялись в районе современного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу. Последнее является местом наибольшего скопления саков с «остроконечными шапками». Это древнее прозвище саков сохранялось до недавнего времени, что отразилось в том, что казахи называли себя «казахи с высокими колпаками».
В степях Западного Казахстана, вплоть до р. Эмбы на востоке и верховьев р. Урала (Жайыка) на севере, жили савроматы или сарматы.
Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала (Центральный Казахстан), получили название даи, аргиппеи, исседоны.Эти племена кочевали в Южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.
В начальный период существования государства эфталитов, несмотря на некоторый упадок городов, ремесленное производство оставалось на высоком уровне. Традиционно оно стало развиваться в городах нового типа, вырастающих из посадов при замках-усадьбах, где наблюдался интенсивный подъем различных ремесел: гончарного, ювелирного, оружейного, шорного, ткачества и даже производства цветного стекла, вывозившегося из Средней Азии в Китай. Стрелы и луки, изготовленные в Чаче (Ташкент) были известны всему Востоку под названием камани чачи (чаче кий лук).Будучи хозяевами Шелкового пути и владея торговыми портами на Гирканском (Каспийском) море, эфталиты принимали активное участие в международной торговле. Они торговали с Китаем, Ираном, Индией и Византией. Как и раньше, посредниками в торговле между Китаем и Византией были преимущественно согдийцы. На роль посредника в этой караванной торговле претендовал и сасанидский Иран. Как свидетельствуют письменные источники главными предметами торговли были шелк, шелковые ткани, пряности, драгоценные камни, краски. Из Средней Азии в Китай и Византию, наряду с золотом, серебром, рубинами из Бадахшана вывозились цветное стекло и изделия из него, различные фрукты хлопчатобумажные ткани, каракуль и породистые скакуны.С развитием мировой торговли эфталиты, вероятно, нуждались в большом количестве денег. В этот период во внешней и внутренней торговле широкое распространение получили сасанидские монеты — драхмы V века, чеканенные Варахраном V и Перозом. Возможно, что в это время в казне государства эфталитов накопилось большое количество серебряных драхм Ирана, полученных в виде выкупа и ежегодной дани. Выпускали эфталиты свою монету, подражающую серебряным монетам Варахрана V. Кроме того, во внутренней торговле были в обращении мелкие медные монеты чекана правителей Бухары, Пайкенда, Нахшеба, Самарканда и Хорезма. Это свидетельствует о возрастании роли местных правителей в общественно-политической и экономической жизни страны.По свидетельству византийского историка VI века Прокопия эфталиты имеют законную государственность, возглавляемую царем с абсолютной властью. В отношениях с соседними государствами и между собой они соблюдают справедливость ничуть не хуже ромеев (византийцев) и персов.У эфталитов существовало сильное социальное и имущественное неравенство. А их законы предусматривали жестокие наказания за совершенные преступления. Так, за воровство отрубали голову, а краденое имущество возмещалось в десятикратном размере. В своей внешней политике эфталиты опирались на военную силу, основу которой составляли всадники, вооруженные палицами и мечами. Это были меткие стрелки и храбрые воины.Образование государства эфталитов оказало сначала отрицательное влияние на культурную жизнь местного оседлого населения. С притоком скотоводов-кочевников и оседанием части их вокруг земледельческих оазисов были разорены возделанные районы Хорезма, Бухарской и Нахшебской областей, граничащих с широкими степными просторами. Опустела большая часть сельских поселений и городов. Некоторые районы были превращены кочевниками в пастбища. Часть оседлого населения Хорезма оставила родные края и обосновалась в Зарафшанской долине.
Расселение сакских племен
Саки-тиграхауда, парадарайя, хаомаварга.
В надписи персидского царя Дария I (521-486 гг. до н. э.) упоминаются 3 группы сакских племен: саки-хаомоварга (изготовляющие напиток хаому), саки-тарадарая или парадарая (заречные саки), саки-тиграхауда (носящие остроконечную шапку).
Саков-парадарайя древнегреческие авторы называли массагетами и яксартами. В состав союзов племен саков-парадарая входили племена: дай и каспий. Саки-парадарайя жили по северо-восточным берегам Каспийского моря, к югу и юго-востоку от Аральского моря, занимая правобережье Амударьи и низовья Амударьи и Сырдарьи, т. е. на территории Западного и отчасти Южного Казахстана.
Семиречье было центром обитания саков-тиграхауда. На северо-востоке их территория доходила до Алтайских гор, на севере – до озера Балхаш и реки Чу, на западе – до правобережья реки Талас. В состав союза племен саков-тиграхауда входили исседоны, обитавшие в долинах реки Чу, на востоке – до Тарбагатая.
Саки-тиграхауда расселялись в районе современного Ташкента, в Северном Кыргызстане, Южном Казахстане и Жетысу. Последнее является местом наибольшего скопления саков с «остроконечными шапками». Это древнее прозвище саков сохранялось до недавнего времени, что отразилось в том, что казахи называли себя «казахи с высокими колпаками».
В степях Западного Казахстана, вплоть до р. Эмбы на востоке и верховьев р. Урала (Жайыка) на севере, жили савроматы или сарматы.
Сакские племена, населявшие земли северо-восточнее Арала (Центральный Казахстан), получили название даи, аргиппеи, исседоны.Эти племена кочевали в Южном Приаралье, Северном и Центральном Казахстане.