Философов-утопистов того времени тоже относят к просветителям, так как в их учениях, в целом, идеи Просвещения присутствуют, хотя они и настаивали на ликвидации частной собственности, в которой видели главный источник всех зол. В связи с этим, в трудах просветителей постепенно формировалась идея создания гражданского общества. Речь шла о необходимости гражданской сознательности и достаточно высоком уровне образованности общества, позволяющих в рамках закона отстаивать основополагающие права человека.
Крестьяне получили личную свободу и установленный надел земли за выкуп, но оставались временнообязанными, пока не расплатятся за землю полностью, т. е. работали как прежде на барщине и платили оброк. В деревне полным ходом шло расслоение крестьянства, быстро выделялись хозяева-буржуа и бедняки, превращающиеся в неимущих пролтариев. Засчет оттока крестьян в качестве дешевой рабочей силы на заводы и фабрики, натуральное хозяйство ускоренно разрушалось. Власть стремилась компенсировать помещикам потери, компенсация которых была возложена на освобождающихся крестьян. Кто сумел за копейки продавал землю тому же помещику и уходил на завод, кто не мог - продолжал батрачить оставщуюся жизнь. Помещики продолжали богатеть, сдавая земли в аренду. Реформа закончилась глубочайшим кризисом.Потому что государство выплачивало помещикам сумму выкупа земли сразу.