На территории Казахстана в эпоху раннего средневековья синхронно сосуществовали, постоянно взаимодействуя и взаимно обогащаясь, различные религиозные конфессии. В частности, в результате тесных экономических и культурных взаимодействий кочевых тюркских народов с оседло-земледельческой иранской культурой формируется такой религиозно-мировоззренческий феномен, как тюркское манихейство. На всем протяжении Великого Шелкового пути манихейская проповедь распространялась по маршрутам следования купцов, ремесленников и миссионеров. Религиозной столицей манихейства в Западно-тюркском и Тюргешском каганатах был Талас. Распространение на территории Казахстана манихейства в 6-8 вв. было связано с активной внешнеторговой и миссионерской деятельностью Согда. Среди согдийцев сильные позиции занимала манихейская община.
Причины перехода большевиков к чрезвычайным мерам в деревне следующие:
1) Угроза голода в стране (весна 1918 г.), которая была вызвана такими составляющими, как:
-передача богатых хлебом районов по условиям Брестского мира;
-разрушение помещичьих хозяйств;
-нежелание крестьян продавать государству хлеб по низким ценам.
2) Сокращение суточной нормы хлебного пайка в Петрограде и Москве, голодные бунты.
Меры, предпринятые государством:
1) Ужесточение курса в отношении крестьянства, продразверстка.
2) Установление новых норм потребления.