7. Із якого давньоруського твору взято цей уривок: «Перестали князі поганих воювати, стали один одному казати: “Се моє, а се теж моє, брате!". Стали вони... на самих себе
піднімати чвари, — а погані з усіх сторін находили, землю Руську долали... А всту-
піть же, панове-браття, в золотеє стремгно за кривду сьогочасну, за землю Руську»?
А «Повісті минулих літ»
в •Слова о полку Ігоревім»
Б «Повчання дітям»
г.Слова про закон і благодать»
16а
21
В день великого праздника мне обязательно нужно посетить храм. В такие дни жрецы храма выносят статую бога во двор, чтобы каждый египтянин мог лицезреть бога. Множество жителей стекалось ко входу в храм по длинной аллее, по сторонам которой возвышались сфинксы - существа с телом льва и головой человека. Они как бы охраняли жилище бога и зорко следили за всеми, кто приближался к нему. И вот подходим мы ко входу, по бокам которого возвышаются массивные башни, украшенные рельефами с изображением деяний богов и фараонов, чьи огромные статуи, восседающие на троне, установлены перед башнями. Также по сторонам видны высокие каменные иглы, обелиски, устремленные высоко в небо, и, задрав голову, можно увидеть, как сверкают на солнце их верхушки, покрытые драгоценным металлом, золотом или серебром. Пройдя через ворота, окруженный и восхищенный величием статуй, я попадаю в огромный двор, где собралось уже множество народа. Но даже из переполненного двора виден огромный колонный зал, уставленный громадными каменными колоннами, поддерживающими высокий свод храма. Там, в глубине храма, находится самая важная комната, куда попасть могут только жрецы и фараон. Именно там находится статуя бога. Скоро жрецы поставят ее на ладью, хранящуюся в комнате рядом, и вынесут во двор, где жители ждут этого момента. Вместе со всеми жду и я.
Збо́ровский догово́р — «Объявления милости его королевского величества войску запорожскому на пункты предложенные в их челобитной».[1] Заключён Богданом Хмельницким с польским королём Яном Казимиром после тяжелейшего поражения поляков, выступивших для подавления восстания казаков, под городком Зборов 5 — 6 августа (17 — 16 августа) 1649 от Хмельницкого и его союзника, крымского хана Ислама III Гирея .
Польское правительство обещало полную амнистию всем, принимавшим участие в восстании, и разрешило гетману увеличить число реестровых казаков до 40 тыс., позволяя набрать их из королевских и шляхетских имений и разместить на Украине, где не должны были квартировать польские войска; все не вошедшие в реестр обязаны были возвратиться на своё прежнее нахождение; гетман получал на своё содержание город Чигирин с округом; правительство обязывалось уничтожать унию и допустить киевского митрополита в Сенат; евреи и иезуиты теряли право жительства на Украине; все должности и чины в Киевском, Брацлавском и Черниговском воеводствах король мог раздавать только местным православным дворянам. Один из пунктов Зборовского трактата предусматривал запрет проживания евреев на территории казацкой автономии.
В свою очередь, Хмельницкий тщетно пытался склонить народ подчиниться условию, в силу которого все не вошедшие в реестр должны были подчиняться панам, и наконец, видя, что он рискует своей популярностью, отказался от действительного соблюдения договора и начал готовить новое восстание. Слепой религиозный фанатизм польского общества, не мирившийся с мыслью о равноправности православной церкви с католической, и нежелание народа вновь нести только что сброшенное ярмо крепостного права превратили Зборовский договор в фикцию, плохо соблюдавшуюся с обеих сторон. Наконец 24 декабря (3 января) 1651 года польский сейм объявил новую войну.