В XV веке русское православие формально не имело автокефалии, то есть прав самостоятельной церкви со своим патриархом, и управлялось назначаемым в Константинополе митрополитом. Рост влияния Московского княжества и приближение его к статусу центра нового Российского государства означал и стремление русской церкви к автокефалии. Фактически, назначение митрополитов прекратилось в результате Ферраро-Флорентийской унии, когда византийский император, надеясь на Европы в защите Византии от турецкого завоевания, принудил православное духовенство Византии пойти на объединение с католичеством. Подписывавший унию от Руси митрополит Исидор был сразу же по возвращении на Русь лишен сана и арестован за измену и вероотступничество по приказу Василия Тёмного. Акт вступления Византии в унию был формальным поводом для Московской Руси не признавать духовную власть Византии и ввести де-факто автокефалию. Глава русского православия сохранил титул митрополита, но стал избираться; первым избранным русским митрополитом был Иона, епископ рязанский; он был избран в 1448 году, спустя семь лет после Флорентийской унии.
Иона и его преемники стали играть значительную роль в централизации Российского государства, до тех пор, пока при Иване Грозном Константинопольская патриархия не признала Россию как самостоятельное и единое государство, имеющее право на автокефалию, и московский митрополит получил титул патриарха. Флорентийская уния к этому моменту уже распалась, так как Запад не Византии остановить турецкое завоевание и она пала, сменившись Османской империей.
В XV веке русское православие формально не имело автокефалии, то есть прав самостоятельной церкви со своим патриархом, и управлялось назначаемым в Константинополе митрополитом. Рост влияния Московского княжества и приближение его к статусу центра нового Российского государства означал и стремление русской церкви к автокефалии. Фактически, назначение митрополитов прекратилось в результате Ферраро-Флорентийской унии, когда византийский император, надеясь на Европы в защите Византии от турецкого завоевания, принудил православное духовенство Византии пойти на объединение с католичеством. Подписывавший унию от Руси митрополит Исидор был сразу же по возвращении на Русь лишен сана и арестован за измену и вероотступничество по приказу Василия Тёмного. Акт вступления Византии в унию был формальным поводом для Московской Руси не признавать духовную власть Византии и ввести де-факто автокефалию. Глава русского православия сохранил титул митрополита, но стал избираться; первым избранным русским митрополитом был Иона, епископ рязанский; он был избран в 1448 году, спустя семь лет после Флорентийской унии.
Иона и его преемники стали играть значительную роль в централизации Российского государства, до тех пор, пока при Иване Грозном Константинопольская патриархия не признала Россию как самостоятельное и единое государство, имеющее право на автокефалию, и московский митрополит получил титул патриарха. Флорентийская уния к этому моменту уже распалась, так как Запад не Византии остановить турецкое завоевание и она пала, сменившись Османской империей.
Подробнее - на -