Иван 4 Грозный провел так называемую губную реформу (губа - округ) . Вместо наместников и волостелей, живших за счет системы кормлений, вводились на местах губные избы, где все дела решались губными старостами, губными дьяками и губными дворянами. Они осуществляли полицейский надзор, налогообложение, были низшими судебными инстанциями. Во-вторых, была реформирована системе приказов, существовавших с конца 15 века. Приказ - это орган центрального управления, ведавший определенным кругом дел, то есть наподобие нынешних министерств. Например, Посольский приказ занимался внешней политикой, Приказ Большого Прихода ведал казной (типа сегодняшнего Минфина) . А еще Иван Грозный провел военную реформу. Кроме дворянского ополчения создавались постоянные стрелецкие отряды. Стрельцы были единообразно обмундированы и вооружены, причем как холодным, так и огнестрельным оружием (пищалями) . Грозный провел и налоговую реформу. А еще на церковном соборе был принят Стоглав (1551 год) сборник единых церковных правил, что тоже положительно сказалось на ситуации в стране. Важное дело в укреплении государства - издание Судебника 1550 года, единого для все страны свода законов. Ну, опричнина тоже позволила укрепить центральную власть, но это не реформа в прямом смысле слова. Это террор.. . Это уже не из той оперы.
Согласно легенде, киевский князь Владимир Мономах получил её от своего деда – византийского императора Константина. А откуда её взял дед – никому не известно. Во всех духовных грамотах московских царей она упоминалась под названием Золотой шапки. А "мономаховой" её впервые назвал в своём завещании Иван Грозный. С тех пор шапку и стали называть в честь Мономаха.
Мнения учёных о происхождении царского венца различны. Одни считают, что шапка Мономаха выполнена в Византии, другие относят её к арабскому или арабо-египетскому искусству. А третьи вообще утверждают, что это произведение родом из Бухары. Так что загадка шапки Мономаха ещё остаётся не решённой и ждёт своего исследователя.
Шапка Мономаха – уникальное ювелирное произведение конца XIII – начала XIV веков. Тулья её составлена из восьми золотых пластин, покрытых тончайшим, виртуозно исполненным сложным узором, в котором в единое целое сплелись спиралевидные завитки, шестиконечные розетки и цветки лотоса. Часть этого узора исполнена золотыми ленточками с зернью, часть имеет сверху косую насечку, которая создаёт иллюзию тонкой кручёной проволочки.
Первоначально на шапке имелись жемчужные и золотые подвески, позже шапку опушили собольим мехом, увенчали золотым полусферическим гравированным навершием с крестом. А позднее ещё добавили драгоценные камни – рубины, изумруды, сапфиры, турмалины и крупный жемчуг. Шапкой мономаха венчались на царство все московские князья и цари.
Ну, опричнина тоже позволила укрепить центральную власть, но это не реформа в прямом смысле слова. Это террор.. . Это уже не из той оперы.
Согласно легенде, киевский князь Владимир Мономах получил её от своего деда – византийского императора Константина. А откуда её взял дед – никому не известно. Во всех духовных грамотах московских царей она упоминалась под названием Золотой шапки. А "мономаховой" её впервые назвал в своём завещании Иван Грозный. С тех пор шапку и стали называть в честь Мономаха.
Мнения учёных о происхождении царского венца различны. Одни считают, что шапка Мономаха выполнена в Византии, другие относят её к арабскому или арабо-египетскому искусству. А третьи вообще утверждают, что это произведение родом из Бухары. Так что загадка шапки Мономаха ещё остаётся не решённой и ждёт своего исследователя.
Шапка Мономаха – уникальное ювелирное произведение конца XIII – начала XIV веков. Тулья её составлена из восьми золотых пластин, покрытых тончайшим, виртуозно исполненным сложным узором, в котором в единое целое сплелись спиралевидные завитки, шестиконечные розетки и цветки лотоса. Часть этого узора исполнена золотыми ленточками с зернью, часть имеет сверху косую насечку, которая создаёт иллюзию тонкой кручёной проволочки.
Первоначально на шапке имелись жемчужные и золотые подвески, позже шапку опушили собольим мехом, увенчали золотым полусферическим гравированным навершием с крестом. А позднее ещё добавили драгоценные камни – рубины, изумруды, сапфиры, турмалины и крупный жемчуг. Шапкой мономаха венчались на царство все московские князья и цари.