1. Борьба с крестоносцами. В XIII в. с целью распространения христианства и при поддержке католической церкви в Прибалтику начинают проникать немецкие рыцари. Ими в 1201 г. в устье Западной Двины была заложена крепость Рига, закрывшая Полоцку главный торговый путь к Балтийскому морю. Полоцкий князь был вынужден начать с Тевтонским орденом борьбу. В 1240 г. воин-полочанин Яков решительно и успешно участвовал в битве жителей Новгорода со шведскими рыцарями на реке Неве. Победитель битвы князь Александр Невский был женат на дочери полоцкого князя Брячислава. Немецкие рыцари пытались захватить земли вдоль Немана. Великий князь Гедимин послал своего зятя Давида, сына псковского князя, в Гродно в качестве наместника и старосты. В 1314 т. Давид Городенский отбил нападение немецких рыцарей на замок в Новогрудке Пскову в борьбе с Ливонским орденом. В период княжения Ольгерда внешняя угроза для ВКЛ со стороны крестоносцев все время возрастала. Пять раз пытались крестоносцы захватить Полоцк, где княжил Андрей Полоцкий. Не один раз подвергался нападениям Гродно. В XIV в. в руках крестоносцев оказались устья Западной Двины и Немана. ВКЛ лишилось выхода к Балтийскому морю по рекам. В 1348 г. войско ВКЛ участвовало в битве на реке Стреве (приток Немана), имевшей весьма жесткий характер. Битва не принесла решающей победы рыцарям. Угроза крестоносцев привела к «Великой войне» 1409 — 1411 гг. между ВКЛ в союзе с Польшей с одной стороны и Тевтонским орденом с другой. Решение о войне с крестоносцами было принято в 1408 г. на совете Ягайло и Витовта в Новогрудке. 2. Решающее значение в борьбе с продвижением крестоносцев на Восток имела Грюнвальдская битва, состоявшаяся 15 июля 1410 г. между объединенными силами польско-литовско-белорусского войска и Тевтонским орденом. Войско ВКЛ насчитывало 40 хоругвей — боевых отрядов в количестве от 60 до 600 копий. Копьем называлась боевая тройка: рыцарь-всадник, оруженосец-слуга и лучник. Хоругви ВКЛ возглавил великий князь литовский Витовт. Общее руководство объединенным войском союзников осуществлял польский король Ягайло. В объединенном войске были хоругви из Украины, русская дружина из Новгорода Великого, отряд из Чехии под руководством будущего героя гуситского движения Яна Жижки и татарская конница. Войском крестоносцев управлял магистр (глава) Тевтонского ордена Ульрих фон Юнгинген. Битва началась с атаки конницы Витовта. Крестоносцы, строй которых напоминал «клин», начали намеренно отступать, пока не дошли до скрытых от глаз бомбард — пушек, стрелявших каменными ядрами. Но это не остановило конницу Витовта. Тогда тяжеловооруженная конница крестоносцев нанесла ответный удар и вынудила отступить часть войск Витовта. Исключительную стойкость проявили три полка Смоленского княжества. Два из них соединились потом с хоругвями польского войска, перешедшего в наступление. Наконец войска союзников окружили рыцарей и нанесли им окончательное поражение. В 1411 г. «великая война» закончилась Торунъским миром. Согласно его условиям крестоносцы должны были освободить все захваченные земли и выплатить победителю значительную сумму денег. Поражение Тевтонского ордена означало крах 200-летней агрессии (нападение одного государства на другое) крестоносцев в Европе. Победа над крестоносцами значительно повысила авторитет ВКЛ и Польского королевства среди других стран.
Осирис - древнеегипетский бог мертвых. Изображался в виде туго спеленутой человеческой мумии, со свободными кистями рук, держащих символы царской власти. Считалось, что некогда он правил как божественный царь на земле, но потом был убит и стал царем подземного мира. Обычный для Осириса зеленоватый цвет кожи связан с представлением о нем как о боге растительности или земли, который ежегодно, в период разлива Нила, погружается в воду, а затем выходит на поверхность, принося человечеству необходимые для его жизни растения. Наиболее распространенный миф, который полностью излагается только в поздних источниках, рассказывает о его взаимоотношениях с Исидой и Хором, женой и сыном. Согласно этому мифу, Осирис погиб, попавшись на уловку его ревнивого брата Сета, который домогался трона. Труп Осириса был расчленен, его куски – разбросаны (или, согласно другой версии, тело было отнесено морским течением в сирийский Библ) . Верная Исида нашла и собрала воедино тело, в котором еще сохранилось достаточно мужской силы, чтобы зачать Хора. Младенец родился в должный срок в окруженном болотами Хеммисе, и там Исида растила его, пока его сил не достало на то, чтобы бросить вызов Сету и отомстить за смерть отца. Другой миф рассказывает, что Осирис был просто утоплен в Ниле. Осириса почитали во многих местах, но главным центром его культа был город Абидос в Верхнем Египте, где, как рассказывается в мифе, была погребена его голова. Там ежегодно устраивались «мистерии Осириса» : разыгрывалось театральное действо, воспроизводившее его борьбу с врагами (главным образом с Сетом) , зрители оплакивали исчезновение (т. е. смерть) бога, громко причитая или даже нанося себе увечья, а затем шумным ликованием встречали его «воскресение» . Как царь мертвых (титул земного царя перешел от него к Хору) Осирис возглавлял загробный суд, на который рано или поздно должен был явиться каждый мужчина и каждая женщина и где взвешивались человеческие сердца, а противовесом служило перышко Правды. Египтяне надеялись, что, прибегнув к магии, они после смерти уподобятся Осирису, царю подземного мира, а в стране блаженных могут даже превратиться в самого Осириса, который победил смерть.
Считалось, что некогда он правил как божественный царь на земле, но потом был убит и стал царем подземного мира.
Обычный для Осириса зеленоватый цвет кожи связан с представлением о нем как о боге растительности или земли, который ежегодно, в период разлива Нила, погружается в воду, а затем выходит на поверхность, принося человечеству необходимые для его жизни растения.
Наиболее распространенный миф, который полностью излагается только в поздних источниках, рассказывает о его взаимоотношениях с Исидой и Хором, женой и сыном. Согласно этому мифу, Осирис погиб, попавшись на уловку его ревнивого брата Сета, который домогался трона. Труп Осириса был расчленен, его куски – разбросаны (или, согласно другой версии, тело было отнесено морским течением в сирийский Библ) . Верная Исида нашла и собрала воедино тело, в котором еще сохранилось достаточно мужской силы, чтобы зачать Хора. Младенец родился в должный срок в окруженном болотами Хеммисе, и там Исида растила его, пока его сил не достало на то, чтобы бросить вызов Сету и отомстить за смерть отца.
Другой миф рассказывает, что Осирис был просто утоплен в Ниле. Осириса почитали во многих местах, но главным центром его культа был город Абидос в Верхнем Египте, где, как рассказывается в мифе, была погребена его голова. Там ежегодно устраивались «мистерии Осириса» : разыгрывалось театральное действо, воспроизводившее его борьбу с врагами (главным образом с Сетом) , зрители оплакивали исчезновение (т. е. смерть) бога, громко причитая или даже нанося себе увечья, а затем шумным ликованием встречали его «воскресение» .
Как царь мертвых (титул земного царя перешел от него к Хору) Осирис возглавлял загробный суд, на который рано или поздно должен был явиться каждый мужчина и каждая женщина и где взвешивались человеческие сердца, а противовесом служило перышко Правды. Египтяне надеялись, что, прибегнув к магии, они после смерти уподобятся Осирису, царю подземного мира, а в стране блаженных могут даже превратиться в самого Осириса, который победил смерть.