8. Заповніть таблицю, указавши у відповідному стовпчику 1) Жан Кальвін, 2) Рафаель Санті, 3) Мартін Лютер. 4) Альбрехт Дюрер, 5) Леонардо да Вінчі.
6) Ігнатій Лойола, 7) Томас Мюнцер, 8) Мікеланджело Буонарроті,
9) Пітер Брейгель Старший.
Художники, скульптори, архітектори доби
Представники реформаційного та контрреформаційного руху
Главными повинностями зависимых крес¬тьян были барщина и оброк. Барщиной называ¬ли все даровые работы крестьян в хозяйстве феодала: они обрабатывали господскую пашню, строили и чинили его дом, амбары и мосты, чистили пруды, ловили рыбу. Крестьяне долж¬ны были отдавать владельцу вотчины оброк – долю продуктов своего хозяйства: зерно, скот, птицу, яйца, сало, мед, а также изготовленные ими изделия: полотно, кожи, пряжу, в ряде случаев и деньги. За не вовремя сданный оброк, за плохую ра¬боту на барщине крестьянина вызывали в суд феодала; судьи могли назначить штраф или другое наказание (судебная зависимость). Самым тяжелым было положение лично за¬висимых крестьян. Чаще всего потомки прежних рабов не только не владели своей землей. Но были лично несвободными: без разрешения господина они не могли покинуть деревню, про¬дать или передать другим людям свой надел, уйти в монастырь
Реформы 1867—1868 гг. не могли разрешить всех коренных противоречий общества. Однако они положительно повлияли на социально-экономическое развитие Казахстана. Были созданы предпосылки для освоения богатств края. Капиталистические явления, проникая в хозяйственную и социальную жизнь, ослабили ряд регрессивных черт старых общественных отношений. Происходили положительные изменения и в повседневной жизни казахов, занимавшихся кочевым скотоводством. Одновременно усилилось социальное расслоение аульных жителей. Свидетельство тому — формирование жатаче- ства — уход обедневших казахов не только на заработки в прилинейные поселки и города, но и на первые промышленные предприятия. Отрицательные последствия реформы подвергались критике со стороны Абая Кунан- байулы, Ыбрая Алтынсарыулы и других передовых мыслителей того времени.