В современных условиях вновь стал актуальным вопрос о расстановке сил отдельных стран и регионов мира в геоэкономическом и геополитическом пространстве. Экономика США стремительно теряет свой авторитет в глобальной системе, отдельные страны Европейского союза претерпевают кризисные изменения в своем развитии, государства Азиатско-Тихоокеанского региона с каждым годом укрепляют свои позиции в геоэкономическом пространстве. Целью настоящей работы является исследование причин и последствий распада биполярной системы в геоэкономическом пространстве, а также выстраивание новой конфигурации мирохозяйственного уклада в глобальной сфере. В качестве методологической базы автором использован историко-логический, статистический и сопоставительный анализ, метод научной абстракции, которые позволили определить позиции двух сверхдержав (СССР и США) в геоэкономической сфере, а также выявить основные факторы, оказавшие отрицательное влияние на советскую экономику. В статье построена графическая модель биполярной системы, обозначены причины и противоречия, приведшие к ее распаду. Сделан вывод о том, что в период биполярного уклада позиции экономики СССР и государств социалистического лагеря были устойчивее в экономико-политическом аспекте. Показано, что распад биполярной системы привел к принципиально иной расстановке сил в глобальной социально-экономической сфере. Установлено, что в условиях обострения геоэкономических и геополитических отношений в мире национальной экономике необходимо в средне перспективе вновь сформировать мощный экономико-политический блок либо с группой стран членов БРИКС, либо в рамках созданного ЕврАзЭС. Эти действия позволят обеспечить безопасность экономики как России, так и ее партнеров.
Северо-Германский Союз в 1867—70 федеративное государство к С. от реки Майн. Был создан после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 и распада Германского союза, когда представители Пруссии и 17 северогерманских государств по инициативе О. Бисмарка подписали (18 августа 1866) договор об образовании союза; в сентябре — октябре к договору присоединились ещё 4 германских государства (численность нас. С.-Г. С. составила около 30 млн.). По конституции С.-Г. С. (вступила в силу 1 июля 1867) в его компетенцию входили военное дело, иностранные сношения, монетная система, почта и железные дороги. Президентом С.-Г. С. был провозглашен прусский король; он был главнокомандующим в военное время, руководил внешней политикой, возглавлял исполнительную власть, назначал союзного канцлера (бундесканцлера). Пост бундесканцлера занял Бисмарк. Канцлеру, ответственному только перед президентом статс-секретари, стоявшие во главе отдельных ведомств. Рейхстаг С.-Г. С., избиравшийся т. н. всеобщим голосованием (женщины, солдаты, домашняя прислуга были лишены права участвовать в выборах), пользовался правом утверждения бюджета. Право законодательной инициативы и утверждения законов принадлежало Союзному совету (бундесрату), состоявшему из представителей государств. В бундесрате Пруссия, присоединившая территорию 4 государств, воевавших на стороне Австрии (Ганновер, Гессен-Кассель, Нассау и вольный город Франкфурт-на-Майне), располагала 17 голосами из 43. С южногерманскими государствами (Бавария, Вюртемберг, Баден и Гессен-Дармштадт) был заключён договор, поставивший их вооруженные силы под контроль прусского генерального штаба. Создание С.-Г. С. под гегемонией Пруссии явилось важным этапом объединения Германии «сверху». В ходе франко-прусской войны 1870—71 к С.-Г. С. присоединились южногерманские государства. 9 декабря 1870 рейхстаг постановил, что объединённое государство должно называться Германской империей, которая и была провозглашена в Версале 18 января 1871.
В современных условиях вновь стал актуальным вопрос о расстановке сил отдельных стран и регионов мира в геоэкономическом и геополитическом пространстве. Экономика США стремительно теряет свой авторитет в глобальной системе, отдельные страны Европейского союза претерпевают кризисные изменения в своем развитии, государства Азиатско-Тихоокеанского региона с каждым годом укрепляют свои позиции в геоэкономическом пространстве. Целью настоящей работы является исследование причин и последствий распада биполярной системы в геоэкономическом пространстве, а также выстраивание новой конфигурации мирохозяйственного уклада в глобальной сфере. В качестве методологической базы автором использован историко-логический, статистический и сопоставительный анализ, метод научной абстракции, которые позволили определить позиции двух сверхдержав (СССР и США) в геоэкономической сфере, а также выявить основные факторы, оказавшие отрицательное влияние на советскую экономику. В статье построена графическая модель биполярной системы, обозначены причины и противоречия, приведшие к ее распаду. Сделан вывод о том, что в период биполярного уклада позиции экономики СССР и государств социалистического лагеря были устойчивее в экономико-политическом аспекте. Показано, что распад биполярной системы привел к принципиально иной расстановке сил в глобальной социально-экономической сфере. Установлено, что в условиях обострения геоэкономических и геополитических отношений в мире национальной экономике необходимо в средне перспективе вновь сформировать мощный экономико-политический блок либо с группой стран членов БРИКС, либо в рамках созданного ЕврАзЭС. Эти действия позволят обеспечить безопасность экономики как России, так и ее партнеров.
Северо-Германский Союз в 1867—70 федеративное государство к С. от реки Майн. Был создан после победы Пруссии в австро-прусской войне 1866 и распада Германского союза, когда представители Пруссии и 17 северогерманских государств по инициативе О. Бисмарка подписали (18 августа 1866) договор об образовании союза; в сентябре — октябре к договору присоединились ещё 4 германских государства (численность нас. С.-Г. С. составила около 30 млн.). По конституции С.-Г. С. (вступила в силу 1 июля 1867) в его компетенцию входили военное дело, иностранные сношения, монетная система, почта и железные дороги. Президентом С.-Г. С. был провозглашен прусский король; он был главнокомандующим в военное время, руководил внешней политикой, возглавлял исполнительную власть, назначал союзного канцлера (бундесканцлера). Пост бундесканцлера занял Бисмарк. Канцлеру, ответственному только перед президентом статс-секретари, стоявшие во главе отдельных ведомств. Рейхстаг С.-Г. С., избиравшийся т. н. всеобщим голосованием (женщины, солдаты, домашняя прислуга были лишены права участвовать в выборах), пользовался правом утверждения бюджета. Право законодательной инициативы и утверждения законов принадлежало Союзному совету (бундесрату), состоявшему из представителей государств. В бундесрате Пруссия, присоединившая территорию 4 государств, воевавших на стороне Австрии (Ганновер, Гессен-Кассель, Нассау и вольный город Франкфурт-на-Майне), располагала 17 голосами из 43. С южногерманскими государствами (Бавария, Вюртемберг, Баден и Гессен-Дармштадт) был заключён договор, поставивший их вооруженные силы под контроль прусского генерального штаба. Создание С.-Г. С. под гегемонией Пруссии явилось важным этапом объединения Германии «сверху». В ходе франко-прусской войны 1870—71 к С.-Г. С. присоединились южногерманские государства. 9 декабря 1870 рейхстаг постановил, что объединённое государство должно называться Германской империей, которая и была провозглашена в Версале 18 января 1871.