9. Прочитайте фрагмент джерела. У чому відмінність мети політики радянської коренізації, як ії витлумачували в Москві та Харкові? Чому плани М. Скрипника з українізації Донбасу були неприйнятними для центрального партійного керівни- цтва? Які факти у статті характеризують тогочасну мовну ситуацію в шахтар- ських районах Донбасу? 3і статті М. Скрипника «Для чого потpібний трьохмісячник української культури у Дон- басі?» (1929): «Колись багато товаришів гадало, що Донбас- це не Україна, а робітники Донбасу здебільшого не українці. Виявляється тепер, що це цілком невірно: серед гірняків майже 3/4, цебто біля 70 % робітників, українців. До нових заводів, копалень ідуть нові тисячі, десяткий сотні тисяч робітників з села, треба, щоб основні кадри донбаcівського кваліфікованого пролетаріату оволоділи українською мовою, українською книжкою, укра- їнською культурою для того, щоб мати можливість впливати на ці нові робітничі шари. Значна кількість донбасівських робітників говорить ламаною мовою, мовою українською, але з домішками російських слів, з перекрученням мови взагалі, так що вони правильно не говорять ні українською мовою, ні російською. Українська книжка, бібліотеки, україн- ський театр, українська газета до донбасівцям оволодіти українською мовою й отримати знання української культури».
Золотая Орда и Османская империя являлись сильнейшими государствами позднего средневековья. Их сосуществование совпало с образованием и последующим усилением Османской империи и началом упадка золотоордынского государства. Золотая Орда как будто бы оставляла свое место на исторической авансцене османам.
Несомненно, неоднократные походы татарских войск против Византии и балканских государств, принятие государствами данной географической зоны политического присутствия Улуса Джучи в будущем облегчили Османской империи завоевание этих территорий.
Если считать, что существование двух мировых держав в одно время и в близости друг от друга противоречат истории человечества, то отношения между ними должны были быть натянутыми. Расширение территории Османской империи в Восточной Европе вначале насторожило Золотую Орду, так как последняя видела в этом ущемление своих интересов на этой зоне. Вместе с тем появление общих врагов, претендующих на роль мировых держав, например, Аксак Тимур, заставило Золотую Орду и Османскую империю хоть и не на продолжительное время стать союзниками. В историографии нет отельного исторического труда, который исследовал бы детально взаимоотношения Османской империи с Золотой Ордой.
Начиная с XIV века создается и постепенно усиливается Османская империя, которая первоначально не участвует в политике Востока. Оно и понятно, ведь на востоке находилось государство хулагуидов, патронов Анатолии. Источников об отношениях Золотой Орды с османами в этот период нет, но думается, что их взаимоотношения были дружественными. Во-первых, оба эти государства были мусульманскими, а османы идеологией свого государства избрали именно распространение ислама. Во-вторых, татар должен был устраивать тот факт, что на территории их давнего противника ильханидов, которые большую часть времени своего существования были язычниками и к тому же покровительствовали христианам, возникло мусульманское государство. В-третьих, ханы Золотой Орды имели дружественные отношения с сельджуками и покровительствовали им, даже вмешиваясь в дела ильханидского государства и Византии. Здесь достаточно вспомнить про Иззеддина Кейкавуса, которого золотоордынцы освободили из плена. Но к концу XIV века, когда уже не было хулагуидского государства, а османы превратились в ведущую силу в Анатолии, у этих государств появился общий враг в лице Аксак Тимура. Золотая Орда и османы решили противостоять вместе против общей угрозы. Это и зафиксировано в письменных источниках. Токтамыш-хан, придя к власти, завершил период смуты в Улусе Джучи. Однако борьба с Тимуром заставила Токтамыша создавать различные военно политические блоки против своего врага. Историки отмечают, что одним из направлений поиска союзника было объединение усилий с Османской империей. А.Н. Курат пришел к выводу, что в сближении Золотой Орды с Османской империей фактор Тимура сыграл большую роль, но ни хан Токтамыш, ни султан Баязит не осознали в полной мере опасности для своих государств экспансионистской политики Аксак Тимура. «Каждый из них предполагал, что в одиночку может справиться с Тимуром». Несомненно, главную опору Токтамыш искал в Египте. Как и другие ханы Золотой Орды до Токтамыша действовали совместно с Египтом против ильханидов, так и Токтамыш в борьбе против Тимура пытался объединиться с мамлюками. Египетский историк Тагрибирди писал, что в 1394 году султан аз-Захир Барку в Дамаске принял послов Баязита и правителя Сиваса Бурхан ад-дина Ахмада. В это же время султаном были приняты и послы Золотой Орды.
Из летописи Ибн Шохба ал-Асади; из летописи Ибн Хаджар ал-Аскалани; из летописи ал-Айни можно предположить, что представители Баязита и Токтамыша впервые официально в 1394 году в Дамаске провели переговоры. Хотя в источниках об этих переговорах напрямую ничего не говорится, но такое предположение не безосновательно. После этого Тимур принялся разбивать это объединение, отправившись в поход против Сиваса. Но в итоге, понимая, что главная опасность исходит от Токтамыша и она с каждым днем усиливается, решил вначале разбить татар.
Активная экспансионистская политика Тамерлана задела интересы многих великих держав. В нашем случае здесь важними являются: борьба Золотой Орды, государства мамлюков и Османской империи против завоеваний Тимура. Османская империя и мамлюки были давними союзниками Золотой Орды. Также все эти три государства были самыми могущественными среди противников Тимура, и все они подверглись нападению со стороны Аксак Тимура. И наконец, золотоордынцы, османы и мамлюки пытались как-то координировать свои действия против Тамерлана. Безусловно, речь шла о создании антитимуровского союза с участием этих великих держав.
Переговоры о союзе начались в 1394 году, когда Тимур уже смог отодвинуть границы своего государства к границам вышеназванных стран. Тимур, чтобы не допустить образования этого союза, ведя переговоры, усыплял бдительность одних и разбивал других.
Новодевичий монастырь - 13 мая 1524 года, в благодарность за овладение Смоленском в 1514 году, Князем Василием III была основана Великая обитель Пречистой Богородицы Одигитрии Новый Девичий монастырь с соборным храмом во имя Смоленской иконы.
Место для обители было выбрано в излучине Москвы-реки, в трёх верстах от 1 Московского Кремля на Девичьем поле, именно там, где в 1456 году москвичи прощались со Смоленской иконой.
По его повелению 28 июля 1525 года из Кремля в «Дом Пречистыя Одигитрии Новый Девичий монастырь» крестным ходом, во главе которого шли сам Василий III имитрополит Даниил, была перенесена Смоленская икона Пресвятой Богородицы. В память перенесения чудотворной иконы был установлен ежегодный праздник с крестным ходом из Кремля в Новодевичий монастырь.
Для многихНоводевичий стал темницей. Сюда в 1689г. по приказу Петра Iбыла заточена царевна Софья — насильственно пострижена в монахини под именем инокини Сусанны после стрелецкого бунта. Позже в монастырь были заточены её сёстры. По приказу Петра I в этом же году перед окнами кельи Софьи были повешены её сторонники — участники восстания.
При деятельном участии Софьи были построены основные здания Новодевичьего монастыря. На средства заточённой царевны строятся трапезная с Успенской церковью и две надвратные церкви — Покрова Богородицы и Преображения Господня.
В 1690 году сооружается колокольня в стиле московского борокко по ярусной схеме с белокаменным кружевом сверху донизу, которую называли «самой выдающейся из всех московских колоколен».
Успенский соборТроице-Сергиевой лавры - насчёт него ничего путного сказать не могу, кроме того, что построен он был в 1585 году при мужском монастыре Троице-Сергиева лавра.
2)Обращение к истории России.