9. Визначте вірність твердження (так або ні) А) Духовенство в середньовічній Європі поділялось на чорне і біле.
Б)Людей в середньовіччі, які позичали гроші за винагороду називали купцями.
В) Замок - це укріплене житло бюргера.
Г) Магдебурзьке право - це система міського самоврядування доби Середньовіччя.
2) Он не встретил поддержки в начинаниях со стороны князей церкви
которую оказал ему холмогорский архиепископ Афанасий (правда, один из кандидатов на патриарший престол) в начале войны со шведами, является редким исключением. Большинство митрофорных корреспондентов Петра пишет ему о своих личных делах, по старине заискивая расположения царя посылкой даров (рыбы, икры и т. п.), один из архиереев подслужился Петру даже присылкой «черного лиса живого» (Алексей сарский, потом вятский).
«Кто из вас, братья мои, мог бы мечтать тридцать лет тому назад, что вы будете здесь со мной плотничать на остзейском берегу, в немецком платье будете насельниками земель, завоеванных нашими трудами и нашей храбростью, что вы увидите таких храбрых и победоносных солдат и матросов русской крови, столь искусными вернувшихся из чужих стран сыновей, столько отечественных художников и ремесленников в нашей стране, что вы доживете до такого глубокого уважения к нам иностранных потентатов!
Историки полагают древнейшее местожительство всех наук в Греции, откуда они судьбами времен были изгнаны и распространились в Италии, а затем перешли во все европейские страны; невежество наших предков помешало им проникнуть дальше, чем в Польшу, ибо поляки так же, как и все немцы, находились в такой густой темноте, как и мы до сих пор, и открыли глаза, наконец, и неусыпными трудами своих правителей вступили во владение некогда в Греции возникшими искусствами, науками и образом жизни.
А теперь очередь дойдет и до нас, если только вы поддержите меня в серьезнейшем замысле, если вы захотите не только из слепого повиновения, но и добровольно познавать и отделять доброе от злого.
Я сравниваю странствие этих наук с круговращением крови в человеческом теле, и кажется мне, что придет время и оставят они свое местопребывание в Англии, Франции и Германии, побудут несколько столетий у нас, а затем вернутся на свою настоящую родину в Грецию.
Тем временем советую вам принять во внимание латинскую поговорку — ora et labora [молись и трудись] и быть уверенными в том, что вы, может быть, еще при нашей жизни посрамите другие культурные страны и на высочайшую вершину вознесете русскую славу».
Не чужды эпохе Петра были и мысли о всенародности подступов к культуре, о всесословности образования, о всеобщей грамотности народа. Эти мысли мы слышали из уст Ф. Салтыкова, одного из «прибыльщиков» Петра. Они же лежали и в основе распоряжений Петра о зачислении в создаваемые им школы детей разных сословий. Правда, эти мысли были в полном противоречии с социальной структурой петровского государства. Потому-то школьная образованность XVIII в. так легко после Петра приняла резко выраженный сословный характер (шляхетские корпуса, духовные семинарии). Но Петровская эпоха этих сословных четких отграничений в школьном образовании еще не знает. На службу государству, — а образование при Петре было также службой, — Петр хотел привлечь все пригодные к строительству силы, он готов был брать работников отовсюду и везде, где только можно было их найти.
Вот Заповеди, которые дал Господь Бог народу через избранника Своего и пророка Моисея на Синайской горе:
1. Я Господь, Бог твой... Да не будет у тебя других богов пред лицем Моим.
2. Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли.
3. Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно, ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
4. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу Богу твоему.
5. Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле.
6. Не убивай.
7. Не прелюбодействуй.
8. Не кради.
9. Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
10. Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего; ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.