Реформа, затронувшая важнейшие социальные и демократические интересы, породила в дореволюционный период обширную . оценка реформы современниками не могла быть беспристрастной. отзывы о реформе прямо зависели от политических позиций. учитывая большой вес критиков правительства в общественной и научной жизни того времени, можно считать, что негативное отношение преобладало над позитивным. народническая, а в дальнейшем эсеровская и кадетская, точка зрения на аграрный вопрос подразумевала акцентуацию страданий и эксплуатации крестьянства, представления о позитивной роли общинного землевладелия и общую антикапиталистическую тенденцию, надежды на положительный эффект отчуждения помещичьих земель, обязательную критику любых начинаний правительства. правые, подчеркивавшие позитивную роль дворянского землевладелия, были раздражены политикой поощрения покупки помещичьих земель. октябристы и националисты, поддерживавшие правительство в думе, старались повысить собственную значимость путем затягивания рассмотрения всех законопроектов путем внесения в них множественных мелких, малозначительных изменений. при жизни столыпина борьба политических амбиций мешала многим дать положительную оценку его деятельности; мнения о столыпине заметно смягчились после его трагической смерти [75]. отношение советской науки к столыпинским реформам оказалась полностью зависимой от резких оценок, данных столыпину лениным в самый разгар политической борьбы, и выводов ленина о том, что реформа полностью провалилась. советские , проделавшие большую работу, не имели возможности заявить о своем несогласии с ленинскими оценками, и были вынуждены подгонять свои выводы под заранее известный шаблон, даже если это противоречило содержащимся в их работам фактам. парадоксальным образом, критиковать следовало как общинное землевладелие, так и реформы, разрушавшие общину [76]. также высказывалось мнение о том, что хотя и наблюдалась положительная динамика в развитии сельского хозяйства, это было просто продолжением процессов, имевших место до начала реформ, то есть реформы просто не произвели значимого эффекта [77]. среди советского периода выделяются яркие книги а. я. авреха [78], по активно выражаемому отвращению к столыпину и общей эмоциональности приближающиеся к жанру памфлета [79]. особняком стоят работы, созданные в 1920-х годах группой , карьера которых в советской россии вскоре окончилась эмиграцией или репрессиями - а. в. чаяновым, б. д. бруцкусом, л. н. литошенко. данная группа ученых относилась к столыпинским реформам крайне позитивно, что и определило в большой степени их судьбу. современные российские , при большом диапазоне мнений, в целом склонны позитивно относиться к реформам столыпина, и в особенности, к аграрной реформе. два обширных специальных исследования на данную тему - в. г. тюкавкина и м. а. давыдова - изданные в 2000-х годах, безоговорочно считают реформу полезной и удачной. оценку реформ столыпина затрудняет то обстоятельство, что реформы никогда не были осуществлены полностью. сам столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно (а не только в части аграрной реформы) и дадут максимальный эффект в долговременной перспективе (по словам столыпина, требовалось «двадцать лет покоя внутреннего и внешнего») .
Несколько наших учащихся побывали в древнем Вавилоне с машины времени”. У каждого был свой объект исследования.
1-й ученик изучал дома Вавилона. Рассказ ученика.
Я побывал в древнем Вавилоне и увидел там удивительное, на мой взгляд, зрелище. Дворцы, храмы, жилые дома – все там сооружено из больших глиняных кирпичей. Я попросился на ночлег в дом простого ремесленника. Все в доме было из глины: скамьи, стол, посуда, глиняные фигурки богов. Двери в доме не было, вход в дом закрывала циновка.
2-й ученик исследовал сады Вавилона. Рассказ ученика.
В садах Вавилона я увидел яблони, гранатовые и инжирные деревья, но самое распространённое дерево – финиковая пальма. Вавилоняне знают её использования: свежие и сушеные финики служат пищей; косточки используются кузнецами вместо угля в виде топлива; листья идут на плетение, из лыка делают веревки; даже древесина, хотя она и невысокого качества, служит строительным материалом, т. к. страна бедна древесиной.
3-й ученик побывал в Вавилонском порту. Рассказ ученика.
В речном порту Вавилона множество судов. Но как непривычны они для наших глаз. Деревянных судов совсем мало, потому что лес дорог, зато много больших лодок из тростника с загнутыми носом и кормой. Плоты вавилоняне делают не из бревен, а из кожаных мешков, надутых воздухом, они связывают несколько мешков между собой и выстилают тростником. Такой плот может выдержать тяжелый груз. Есть и совершенно круглые суда. Их каркас сделан из тростника и обтянут кожаным чехлом. Чтобы вода не проникала внутрь чехла, швы промазывают асфальтом. В вавилонском порту очень шумно и людно: одни суда разгружаются, другие находятся под погрузкой.
Объект исследования 4-го ученика – глина. Рассказ ученика.
Жители Вавилона широко используют глину. Из глины делают кирпичи, которые они сушат на солнце или обжигают в печи, глинобитные полы в домах, тарелки, горшки для варки пищи, бочки для хранения зерна и растительного масла, печи и трубы, осветительные лампы, детские игрушки, гробы, таблички для письма, фигурки богов.
А 5-й ученик побывал у археологов и сейчас расскажет нам о найденном ими черном камне. Рассказ.
Археологи показали мне черный столб, на котором высечены клинописными знаками законы. В верхней части столба изображен царь Хаммурапи, а перед ним сидит бог солнца и справедливого суда Шамаш, который вручает царю жезл.
1-й ученик изучал дома Вавилона. Рассказ ученика.
Я побывал в древнем Вавилоне и увидел там удивительное, на мой взгляд, зрелище. Дворцы, храмы, жилые дома – все там сооружено из больших глиняных кирпичей. Я попросился на ночлег в дом простого ремесленника. Все в доме было из глины: скамьи, стол, посуда, глиняные фигурки богов. Двери в доме не было, вход в дом закрывала циновка.
2-й ученик исследовал сады Вавилона. Рассказ ученика.
В садах Вавилона я увидел яблони, гранатовые и инжирные деревья, но самое распространённое дерево – финиковая пальма. Вавилоняне знают её использования: свежие и сушеные финики служат пищей; косточки используются кузнецами вместо угля в виде топлива; листья идут на плетение, из лыка делают веревки; даже древесина, хотя она и невысокого качества, служит строительным материалом, т. к. страна бедна древесиной.
3-й ученик побывал в Вавилонском порту. Рассказ ученика.
В речном порту Вавилона множество судов. Но как непривычны они для наших глаз. Деревянных судов совсем мало, потому что лес дорог, зато много больших лодок из тростника с загнутыми носом и кормой. Плоты вавилоняне делают не из бревен, а из кожаных мешков, надутых воздухом, они связывают несколько мешков между собой и выстилают тростником. Такой плот может выдержать тяжелый груз. Есть и совершенно круглые суда. Их каркас сделан из тростника и обтянут кожаным чехлом. Чтобы вода не проникала внутрь чехла, швы промазывают асфальтом. В вавилонском порту очень шумно и людно: одни суда разгружаются, другие находятся под погрузкой.
Объект исследования 4-го ученика – глина. Рассказ ученика.
Жители Вавилона широко используют глину. Из глины делают кирпичи, которые они сушат на солнце или обжигают в печи, глинобитные полы в домах, тарелки, горшки для варки пищи, бочки для хранения зерна и растительного масла, печи и трубы, осветительные лампы, детские игрушки, гробы, таблички для письма, фигурки богов.
А 5-й ученик побывал у археологов и сейчас расскажет нам о найденном ими черном камне. Рассказ.
Археологи показали мне черный столб, на котором высечены клинописными знаками законы. В верхней части столба изображен царь Хаммурапи, а перед ним сидит бог солнца и справедливого суда Шамаш, который вручает царю жезл.