Важнейшей характеристикой этого периода был рост городов и го-родского ремесла. В классическое Средневековье быстро растут старые и возникают новые города – около замков, крепостей, монастырей, мостов, переправ через реки. Города с населением в 4-6 тыс. жителей считались средними. Были города очень крупные, такие, как Париж, Милан, Флоренция, где проживало по 80 тыс. человек. Жизнь в средневековом городе была трудна и опасна – частые эпидемии уносили жизнь более половины горожан, как это случилось, например, во время «черной смерти» – эпидемии чумы в середине XIII в. Частыми были и пожары. Однако в города все равно стремились, ведь, как свидетельствовала поговорка «городской воздух делал зависимого человека свободным» – для этого надо было прожить в городе один год и один день.Города возникали на землях короля или крупных феодалов и были им выгодны, принося до-ходы в виде налогов с ремесла и торговли.В начале этого периода большинство городов находилось в зависимости от своих сеньоров. Горожане вели борьбу за получение самостоятельности, т.е. за превращение в вольный город. Ор-ганы власти независимых городов были выборными и имели право собирать налоги, расплачи-ваться с казначейством, по своему усмотрению распоряжаться городскими финансами, иметь свой суд, чеканить свою монету и даже объявлять войну и заключать мир. Средствами борьбы город-ского населения за свои права были городские восстания – коммунальные революции, а также вы-куп своих прав у сеньора. Такой выкуп могли себе позволить только самые богатые города, такие, как Лондон и Париж. Впрочем, многие другие западноевропейские города тоже были достаточно богаты, чтобы за деньги получить самостоятельность. Так, в XIII в. независимость в сборе налогов обрели около половины всех городов Англии – 200 городов.
Брюгге в XV веке стал крупнейшим культурным центром к северу от Альп. Здесь селились также и художники, привлеченные богатством города. Среди них художники Фламандской школы, фламандские примитивисты, которых можно сравнить с возникшим в это время южнее Альп, во Флоренции, искусством кватроченто. Оба направления оказали друг на друга плодотворное обоюдное влияние. Но XV век оказался также и поворотным моментом в истории города – началом его болезненного падения. Распространено мнение, что главной причиной тому явилось занесение песком Звина, водной артерии, связывавшей город с морем. Это, без сомнения, правильно, однако здесь следует отметить, что виновниками заката были и политические проблемы города. Торговые дома осевших здесь богатых иностранных купцов один за другим переселялись в Антверпен и уже в этом фламандском городе закладывали основу начала золотого века (XVI век). Немецкой Ганзе, надо сказать, Брюгге оставался верным и сохранил ее представительство во Фландрии, но основная коммерческая активность сместилась в Антверпен. Для зажиточного в города наступили тяжелые времена. В течение четырех столетий в Брюгге не наблюдалось почти никакого развития, и его жители, с грехом пополам, пытались просто выжить. Когда, например, промышленная революция в XVIII веке начала изменять мир, то все революционные преобразования не коснулись Брюгге. Здесь не было денег, не было инициативы, не было возможности сносить старые здания, чтобы построить фабрики. Ничего этого не происходило, все оставалось, как было. Брюгге приходил в упадок, город, сохранивший в основном феодальные формы производства, потерял прежнее экономическое и политическое значение. С позиции сегодняшнего дня можно дать следующую оценку: в принципе, бедность столетий проложила дорогу к сегодняшнему богатству Брюгге. Многие монументы и исторические здания пережили время и твовали, таким образом, тому, что Брюгге стал тем, чем он есть сегодня: типичный средневековый фламандский город (здесь, действительно, весомо каждое слово!). Конечно, есть много других городов, пробуждающих воспоминания о временах, но лишь немногие из них по своей культурно-исторической значимости могут сравниться с Брюгге. Повсюду царит атмосфера И не напрасно центр города в пределах городского вала в 2000 году был признан ЮНЕСКО наследием мировой культуры.
Но XV век оказался также и поворотным моментом в истории города – началом его болезненного падения. Распространено мнение, что главной причиной тому явилось занесение песком Звина, водной артерии, связывавшей город с морем. Это, без сомнения, правильно, однако здесь следует отметить, что виновниками заката были и политические проблемы города.
Торговые дома осевших здесь богатых иностранных купцов один за другим переселялись в Антверпен и уже в этом фламандском городе закладывали основу начала золотого века (XVI век). Немецкой Ганзе, надо сказать, Брюгге оставался верным и сохранил ее представительство во Фландрии, но основная коммерческая активность сместилась в Антверпен.
Для зажиточного в города наступили тяжелые времена. В течение четырех столетий в Брюгге не наблюдалось почти никакого развития, и его жители, с грехом пополам, пытались просто выжить.
Когда, например, промышленная революция в XVIII веке начала изменять мир, то все революционные преобразования не коснулись Брюгге. Здесь не было денег, не было инициативы, не было возможности сносить старые здания, чтобы построить фабрики. Ничего этого не происходило, все оставалось, как было. Брюгге приходил в упадок, город, сохранивший в основном феодальные формы производства, потерял прежнее экономическое и политическое значение.
С позиции сегодняшнего дня можно дать следующую оценку: в принципе, бедность столетий проложила дорогу к сегодняшнему богатству Брюгге. Многие монументы и исторические здания пережили время и твовали, таким образом, тому, что Брюгге стал тем, чем он есть сегодня: типичный средневековый фламандский город (здесь, действительно, весомо каждое слово!). Конечно, есть много других городов, пробуждающих воспоминания о временах, но лишь немногие из них по своей культурно-исторической значимости могут сравниться с Брюгге. Повсюду царит атмосфера И не напрасно центр города в пределах городского вала в 2000 году был признан ЮНЕСКО наследием мировой культуры.