Первые государства в восточной европе кочевые или полукочевые народы. на этих территориях появляются могущественные евроазиатские государства, например аварский каганат. из византийских и готских источников можно узнать о племенном союзе антов. анты – это одно из славянских племен, которое сформировалось в тесном контакте с ираноязычным населением. государство само отделилось от аварского каганата путем восстания. на территории восточной европы более двух веков существовало сильное государство киевская русь. начальный период образования государства нашел отражение только в летописях. они писались, переписывались и дописывались в разное время, так что некоторые сюжеты выглядят как легенды. в первой половине ix века норманны, или викинги («варяги»), совершали опустошительные набеги на территории приморских стран. «послал бог толпы свирепых язычников, — говорит хроника, — датчан, норвежцев, готов и шведов. они опустошали грешную от одного берега до другого, убивали народ и скот, не щадили ни женщин, ни детей».
Мало у кого жизнь менялась таким коренным образом, как у давида, сына иессея. сначала из никому не известного пастуха он вдруг стал национальным героем. потом он оказался изгнанником, когда его, словно дикого зверя, преследовал обезумевший от зависти царь. после этого давид стал царем и завоевателем. он испытал мучительные последствия тяжкого греха. в его семье бывали трагедии и разногласия. он накопил богатство, состарился, терпел старческие немощи. в юности давид не занимал видного положения даже в своей семье. когда пророк самуил пришел в вифлеем, отец давида к нему семь из восьми своих сыновей. давида, самого младшего сына, оставили присматривать за овцами. тем не менее иегова решил, что именно давид будет царем израиля. давида позвали, и он пришел с поля. о том, что было дальше, в библии говорится: «взял самуил рог с елеем и его среди братьев его, и почивал дух господень на давиде с того дня и после» (1 царств 16: 12, 13). давид полагался на этот дух всю свою жизнь. вскоре юному пастуху предстояло прославиться на всю страну. его призвали прислуживать царю и исполнять для него музыку. он убил воина голиафа — великана, настолько свирепого, что даже бывалые израильские воины боялись выйти против него. давида назначили военачальником, и он успешно воевал с филистимлянами. народ его любил. его прославляли в песнях. еще до этого советник царя саула отзывался о нем не только как об «умеющем играть на гуслях» , но и как о «человеке сильном и воинственном, искусном в речах, красивом видом» (1 царств 16: 18, пам; 17: 23, 24, 45—51; 18: 5—7).слава, привлекательная внешность, молодость, красноречие, музыкальный талант, военная доблесть, божья благосклонность — у давида, кажется, было все. имея даже что-то одно из этого, он мог бы возгордиться; но так не случилось. прошли годы. давид стал всеми любимым царем и приобрел огромную славу. его жизнь отличалась верностью, он сочинил красивые псалмы для восхваления бога. ничто не говорит о том, что семья давида была знатной или богатой. однако за годы своего царствования давид приобрел огромное богатство. как известно, многие люди копят деньги, с жадностью стараются увеличить свое состояние или распоряжаются средствами эгоистично. для других деньги — средство прославить себя (матфея 6: 2). давид хотел построить храм богу. богу понравились намерения давида, но он сообщил ему через нафана, что храм построит его сын соломон (2 царств 7: 1, 2, 12, 13).