Отношение россии,европы. в 1789-1790 гг. совершил путешествие в западную европу, где познакомился со многими видными представителями просвещения (кантом, гердером, виландом, лафатером и испытал влияние идей двух первых мыслителей, а также вольтера и шефтсбери. по возвращении на родину опубликовал "письма путешественника" (1791-1795) с размышлениями о судьбах европейской культуры и основал ''московский журнал'' (1791-1792), -художественное периодическое издание, где публиковал сочинения современных западноевропейских и российских авторов. после восшествия на престол в 1801 императора александра i предпринял издание журнала "вестник европы"(1802-1803) (девиз которого был "россия есть европа"), первого из многочисленных российских -политических журналов-обозрений, где были поставлены формирования национального самосознания путем усвоения россией цивилизационного опыта запада и, в особенности, опыта новоевропейской философии (от ф. бэкона и р. декарта до и. канта и ж. -ж. руссо). общественный прогресс карамзин связывал с успехами просвещения, развитием цивилизации, совершенствованием человека. в этот период писатель, в целом находясь на позициях консервативного западничества, положительно оценивал принципы теории общественного договора и естественного права. являлся сторонником свободы совести и утопических идей в духе платона и т. мора, считал, что во имя гармонии и равенства граждане могут отказаться от личной свободы. по мере роста скепсиса в отношении утопических теорий у карамзина крепло убеждение в непреходящей ценности индивидуальной и интеллектуальной свободы. с гуманистических позиций развивая идею единства пути россии и европы карамзин то же время постепенно убеждался в существовании особого для каждого народа пути развития, что и подвело его к мысли обосновать это положение на примере россии. назначение самодержавия он усматривал в поддержании общественного порядка, стабильности. с патерналистских позиций писатель оправдывал крепостное право и социальное неравенство в россии.
Как то встретились два брата, которые давно не виделись из за походов князя Святослава Ярополк и Святогор. Ярополк был дружинником. и вот они начали спорить и никто не мог найти правильный ответ. Ярополк говорил-вот что ты на земле работаешь, а? что стал богатым? иди давай к нам в дружину, пока руки сильны у тебя. князь наш удалой и справедливый. мы с ними много стран видели и победили, везде его и Русь прославили, нету у него врагов. да и я сам видел, есть лучшие земли чем киев. я там землю взял и там живу. Святогор - на что мне твоя богатая земля и наш князь, если он не защищает киев от погоных, а просто ведет бессмысленные войны, забывая о Киеве, пусть и нас не забудет своих сирот. да пусть и мать княгиню Ольгу не забудет, какая она была.