Арабский путешественник конца X века Ибн Хаукаль описал ландшафт некоторый городов огузов: «Исфиджаб содержит в себе шахристан, цитадель и рабад. Цитадель лежит в развалинах и обитаемы лишь шахристан и рабад. В рабаде расположены сады и проведены оросительные каналы. Городские строения из глины. Все базары расположены в шахристане и рабаде, а дворец правителя –в цитадели.Исфиджаб-город цветущий и обильный урожаями.
А) Кто автор и о чём этот текст?
стремление украинской, белорусской, литовской шляхты иметь равные привилегии с польской и ограничить произвол магнатов, а также желание облегчить свою воинскую повинность, которую она отбывала в форме “посполитого рушення”, тогда как в Польше преобладало наёмное войско. Унии воспротивились литовско-украинские магнаты, не желавшие ограничения своих прав, привилегий и земельных владений. Однако их оппозиция оказалась недостаточно сильной, чтобы не допустить осуществления унии. Кроме внутриполитических, были ещё и внешнеполитические факторы, которые побуждали польско-литовские правящие круги к государственному объединению. Из-за продолжительного противостояния с Московским царством, опустошительных набегов татар, борьбы за великокняжеский стол Великое княжество Литовское оказалось на грани катастрофы. Ситуация обострилась в середине 16 ст. , когда началась война между Московиею и Ливонским орденом. В ту войну была втянута и Литва, которая воевала на стороне ливонцев.
Последствия:
Люблинская уния стала событием огромного политического веса. Для судьбы Украины она имела достаточно противоречивые последствия: с одной стороны усилению польской экспансии на украинские земли, разрушительному наступлению католицизма, нарастанию социального напряжения, ополячиванию тогдашней украинской элиты. С другой стороны, важным итогом унии был выход украинских земель на орбиту западноевропейской культуры, могучая вспышка культурно-образовательного движения, которое впервые объединило представителей всех сословии и положило начало рождению украинского народа как осознанной общности.