Слово Кабронна выражает смысл Ватерлоо. Наполеона победили Веллингтон и Блюхер. Что это значит? «Кроме войны, у Веллингтона нет двух мыслей в голове» . У Блюхера немногим больше. Веллингтон знает, что нужно «стоять» , а за что стоять — за Англию или английскую плутократию, — не знает. Блюхер знает, что надо идти «вперед» , а куда идти и за что, — за Пруссию или прусские шпицрутены, — тоже не знает. У Наполеона-Человека — величайшая мысль человечества — мир всего мира, братский союз народов, царство Божье; пусть он не знает, как исполнить эту мысль; пусть к раю идет сквозь ад и не выйдет из ада; все-таки мысль — величайшая, и победа над ним Веллингтона и Блюхера есть поражение человеческого смысла бессмыслицей. Ватерлоо решило судьбы мира, и если это решение окончательно, — значит, мир достоин не Наполеона-Человека, а человеческого навоза — «m……»
Ночью император ждал отступающих войск близ Катр-Бра, на лесной прогалине, у бивуачного огня, разведенного несколькими гренадерами Старой Гвардии. Он стоял, скрестив руки на груди, неподвижный, как изваяние, с глазами, устремленными на Ватерлоо. Кто-то из бежавших офицеров подошел к нему и сказал: — Ваше величество, уезжайте отсюда поскорей, вы здесь ничем не прикрыты! Император молчал, как будто не слышал. Офицер заглянул ему в лицо и увидел, что он плачет. Мертвые не плачут: значит, жив — ожил опять — в который раз! От очень большого горя не плачут и живые: значит, горе небольшое. Утром из Филиппвилля пишет брату Иосифу, в Париж: «Бой проигран, но еще не все потеряно: я могу, собрав все мои силы — войска запаса и национальную гвардию — выставить тотчас 300 000 штыков… Но надо, чтобы мне и не сбивали меня с толку… Я надеюсь, что депутаты поймут свой долг и соединятся со мной, чтобы Францию» . Это и значит: Ватерлоо — небольшое горе. «Молния не разбила души его, а только скользнула по ней».
Гуманисты эпох Возрождения и Просвещения разделяли античную точку зрения, что человек является важнейшим звеном культуры, что культура антропоцентрична (в отличие от деятелей Средневековья, которые под влиянием религии считали, что культура должна служить Богу, то есть теоцентрична). Поэтому гуманистов отличала вера в человека, в его предназначение, которая разделялась и великими античными философами. Из этого вытекал интерес гуманистов к науке, философии, естествознанию. В искусстве гуманизм породил живопись, направленную на реалистичное изображение человека, светскую литературу - жанры, которые существовали и в античную эпоху.
Ночью император ждал отступающих войск близ Катр-Бра, на лесной прогалине, у бивуачного огня, разведенного несколькими гренадерами Старой Гвардии. Он стоял, скрестив руки на груди, неподвижный, как изваяние, с глазами, устремленными на Ватерлоо. Кто-то из бежавших офицеров подошел к нему и сказал:
— Ваше величество, уезжайте отсюда поскорей, вы здесь ничем не прикрыты!
Император молчал, как будто не слышал. Офицер заглянул ему в лицо и увидел, что он плачет.
Мертвые не плачут: значит, жив — ожил опять — в который раз! От очень большого горя не плачут и живые: значит, горе небольшое.
Утром из Филиппвилля пишет брату Иосифу, в Париж: «Бой проигран, но еще не все потеряно: я могу, собрав все мои силы — войска запаса и национальную гвардию — выставить тотчас 300 000 штыков… Но надо, чтобы мне и не сбивали меня с толку… Я надеюсь, что депутаты поймут свой долг и соединятся со мной, чтобы Францию» . Это и значит: Ватерлоо — небольшое горе. «Молния не разбила души его, а только скользнула по ней».
Гуманисты эпох Возрождения и Просвещения разделяли античную точку зрения, что человек является важнейшим звеном культуры, что культура антропоцентрична (в отличие от деятелей Средневековья, которые под влиянием религии считали, что культура должна служить Богу, то есть теоцентрична). Поэтому гуманистов отличала вера в человека, в его предназначение, которая разделялась и великими античными философами. Из этого вытекал интерес гуманистов к науке, философии, естествознанию. В искусстве гуманизм породил живопись, направленную на реалистичное изображение человека, светскую литературу - жанры, которые существовали и в античную эпоху.