Демократические процессы привели к созданию в союзных республиках массовых объединений трудящихся:
Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада-Семипалатинск», созданное по инициативе поэта О. Сулейменова весной 1989 г. Цель движения закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территории Казахстана. Движение «Невада-Семипалатинск» потребовало от военных ведомств снятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населению. С этой целью активисты движения организовали пикеты, демонстрации, международные и республиканские научные конференции.
По инициативе Мухтapa Шаханова для оказания жителям Приаралья был организован Комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитет сделал очень много для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах — Усть-Каменогорске, Алматы были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту региона.
В апреле 1989 г. создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет» - «Справедливость», членов которого объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и насилия как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов.
В июле 1990 г. оформилось гражданское движение «Азат». Главная цель — обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991 г. гражданское движение создало свою политическую партию.
Осенью 1991 г. в Алматы организовалась новая общественно-политическая организация — социал-демократическая партия Казахстана (СДПК).
Из небольшой группы молодых людей образовалась партия «Алаш».
В августе 1990 г. было создано межнациональное движение «Единство». Организаторы — представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения.
Люди, осужденные за декабрьские события 1986 г., организовали свою партию «Желтоксан».
Созданы союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам — организация воинов-афганцев, «Адилет», мемориал-ассоциация молодых строителей «Союз независимых студентов», «Азамат», «Акикат», Лига женщин-мусульманок Казахстана и т. д.
Наиболее многочисленной политической силой являлась Коммунистическая партия Казахстана, в рядах которой к концу 1990 г. насчитывалось около 800 тысяч коммунистов. Однако ощутимо падал авторитет партии, за 1990 г. численность республиканской партийной организации уменьшилась на 49 тысяч коммунистов. Нередкими стали примеры массового выхода из рядов КПСС. Например, за 1990 г. добровольно из рядов КПСС вышли более 35 тысяч человек, что составило 4,2% от общего числа коммунистов республики. В начале 1991 г. выход из рядов партии увеличился. Среди депутатов Советов всех уровней коммунисты составляли 52,7%.
Провалившаяся попытка государственного переворота, возглавленная членами КПСС и поддержка ГКЧП Секретариатом КПСС, поставила Коммунистическую партию Советского Союза в очень тяжелое положение.
В августе 1991 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев объявил о своем выходе из состава Политбюро ЦК КПСС. Затем и Компартия Казахстана вышла из состава КПСС. В сентябре 1991 г. Пленум ЦК Компартии Казахстана образовал для подготовки своего чрезвычайного съезда организационный комитет. В связи с этим члены ЦК Компартии Казахстана заявили о сложении своих полномочий и прекращении деятельности Центрального Комитета. 7 сентября 1991 г. в Алматы открылся Внеочередной и чрезвычайный съезд Компартии Казахстана. Съезд принял решение о роспуске Компартии Казахстана и создании новой партии. Вновь созданная партия стала теперь называться социалистической. Подобные решения приняли и Компартии всех республик, ранее входивших в СССР.
5 октября 1991г. часть членов КПСС организовали партию Народного конгресса Казахстана. Основная задача партии — дальнейшее социально-экономическое развитие страны путем использования парламентских методов. Сопредседателями партии были избраны видные общественные деятели, писатели О. Сулейменов и М. Шаханов.
Комсомол. Политические процессы, происходящие в стране, не могли обойти и эту самую массовую и многочисленную организацию молодежи. С 1987 по 1990 гг. неуклонно шло сокращение численности комсомольской организации. Падал ее авторитет
•Він занадто довіряв силам козацької верхівки, а зокрема скозаченої шляхти, думаючи, що вона може стати основою держави, що, спираючись на неї, можна буде також утримати в народні маси і протистояти наступові сусідів. •Бажаючи створити аристократичну державу, Виговський за зразок собі брав Річ Посполиту – це наближало його до польських шляхетських кіл і до польської політики взагалі. Хоч він щиро стояв на позиціях незалежності Української держави, проте залишався прихильником близьких зв`язків з Польщею. Єднаючись з Польщею, Виговський знехтував здобутки національної революції, що знайшли свій вияв у козацькому устрої,- він намагався змінити його і створити шляхетську Україну. – на зразок шляхетської Польщі. Це ввело його в конфлікт не тільки з народними масами, але і з старшиною, що в козацьких формах вбачала найвищі цінності.
Демократические процессы привели к созданию в союзных республиках массовых объединений трудящихся:
Одним из первых и наиболее массовых движений в Казахстане было экологическое движение «Невада-Семипалатинск», созданное по инициативе поэта О. Сулейменова весной 1989 г. Цель движения закрытие Семипалатинского и других полигонов, функционировавших на территории Казахстана. Движение «Невада-Семипалатинск» потребовало от военных ведомств снятия покрова «секретности» ядерных испытаний, возмещения убытков населению. С этой целью активисты движения организовали пикеты, демонстрации, международные и республиканские научные конференции.
По инициативе Мухтapa Шаханова для оказания жителям Приаралья был организован Комитет по проблемам Балхаша и Арала. Комитет сделал очень много для привлечения внимания мировой общественности и правительства СССР к экологической катастрофе Аральского моря. Во многих городах — Усть-Каменогорске, Алматы были созданы движения, выступающие за экологическую чистоту региона.
В апреле 1989 г. создано казахстанское добровольное историко-просветительское общество «Адилет» - «Справедливость», членов которого объединяют гуманистические нравственные принципы, неприятие беззакония, дискриминации, попрания прав человека и народов, стремление формированию гражданского достоинства людей, осуждение произвола и насилия как средства решения общественных проблем и социальных конфликтов.
В июле 1990 г. оформилось гражданское движение «Азат». Главная цель — обретение государственного суверенитета Казахстана. Осенью 1991 г. гражданское движение создало свою политическую партию.
Осенью 1991 г. в Алматы организовалась новая общественно-политическая организация — социал-демократическая партия Казахстана (СДПК).
Из небольшой группы молодых людей образовалась партия «Алаш».
В августе 1990 г. было создано межнациональное движение «Единство». Организаторы — представители научно-технической интеллигенции предприятий союзного значения.
Люди, осужденные за декабрьские события 1986 г., организовали свою партию «Желтоксан».
Созданы союзы, общества, объединяющие своих членов по социальному, профессиональному и другим признакам — организация воинов-афганцев, «Адилет», мемориал-ассоциация молодых строителей «Союз независимых студентов», «Азамат», «Акикат», Лига женщин-мусульманок Казахстана и т. д.
Наиболее многочисленной политической силой являлась Коммунистическая партия Казахстана, в рядах которой к концу 1990 г. насчитывалось около 800 тысяч коммунистов. Однако ощутимо падал авторитет партии, за 1990 г. численность республиканской партийной организации уменьшилась на 49 тысяч коммунистов. Нередкими стали примеры массового выхода из рядов КПСС. Например, за 1990 г. добровольно из рядов КПСС вышли более 35 тысяч человек, что составило 4,2% от общего числа коммунистов республики. В начале 1991 г. выход из рядов партии увеличился. Среди депутатов Советов всех уровней коммунисты составляли 52,7%.
Провалившаяся попытка государственного переворота, возглавленная членами КПСС и поддержка ГКЧП Секретариатом КПСС, поставила Коммунистическую партию Советского Союза в очень тяжелое положение.
В августе 1991 г. Президент Казахстана Н. А. Назарбаев объявил о своем выходе из состава Политбюро ЦК КПСС. Затем и Компартия Казахстана вышла из состава КПСС. В сентябре 1991 г. Пленум ЦК Компартии Казахстана образовал для подготовки своего чрезвычайного съезда организационный комитет. В связи с этим члены ЦК Компартии Казахстана заявили о сложении своих полномочий и прекращении деятельности Центрального Комитета. 7 сентября 1991 г. в Алматы открылся Внеочередной и чрезвычайный съезд Компартии Казахстана. Съезд принял решение о роспуске Компартии Казахстана и создании новой партии. Вновь созданная партия стала теперь называться социалистической. Подобные решения приняли и Компартии всех республик, ранее входивших в СССР.
5 октября 1991г. часть членов КПСС организовали партию Народного конгресса Казахстана. Основная задача партии — дальнейшее социально-экономическое развитие страны путем использования парламентских методов. Сопредседателями партии были избраны видные общественные деятели, писатели О. Сулейменов и М. Шаханов.
Комсомол. Политические процессы, происходящие в стране, не могли обойти и эту самую массовую и многочисленную организацию молодежи. С 1987 по 1990 гг. неуклонно шло сокращение численности комсомольской организации. Падал ее авторитет
•Бажаючи створити аристократичну державу, Виговський за зразок собі брав Річ Посполиту – це наближало його до польських шляхетських кіл і до польської політики взагалі. Хоч він щиро стояв на позиціях незалежності Української держави, проте залишався прихильником близьких зв`язків з Польщею. Єднаючись з Польщею, Виговський знехтував здобутки національної революції, що знайшли свій вияв у козацькому устрої,- він намагався змінити його і створити шляхетську Україну. – на зразок шляхетської Польщі. Це ввело його в конфлікт не тільки з народними масами, але і з старшиною, що в козацьких формах вбачала найвищі цінності.