После смерти в 1340 г. последнего галицко-волынского князя Юрия II Болеслава между Польшей и Литвой началась борьба за украинские земли. Однако, с конца XIV в. ряд внешних и внутренних обстоятельств побудили эти государства к объединению, которое происходило неравномерно (окончательное, казалось бы, объединение государств сменялось их политической самостоятельностью) до сер. XVI ст. В этом объединении выделяют два основных этапа - Кревская уния 1385 г. , которая положила начало объединения Литвы и Польши, и Люблинская уния 1569р. , которая завершила их объединения в одно государство - Речь Посполитую.
Кревская уния 1385 г. Причины унии
* Стремление Литвы и Польши объединить усилия перед опасностью со стороны могучего Тевтонского ордена, который царил на Балтийском побережье, со стороны Московского княжества, авторитет которого рос после победы над татарами в Куликовской битве 1380 г. со стороны Крымского ханства (выделилось в 1443р. с состав Золотой Орды, с 1475р. признало зависимость от Османской империи) .
* Поиски великим князем литовским Ягайло (1377-1392рр. ) союзника для укрепление своего положения. Ягайло, младший сын Ольгерда, заняв великокняжеский престол вопреки принципам родового старшинства, оказался в затруднительной ситуации. Против него выступили старшие Ольгердовичи и кузен Витовт.
в 920 году ябгу племени ягма становится сатук. в 932 году он принимает ислам и меняет имя на мусульманское абд ал-карим. согласно оттоманскому мунаджиму-баши, он был первым тюрком, который принял ислам. позже, в 940 году он получает фетву на умертвление родного отца, который, по-видимому, не хотел принимать ислам. после его умерщвления сатук воцаряется в кашгаре, открыто заявляет о своих правах на верховную власть и принимает титул «хан».
при сыне и преемнике сатука (абд ал-карима) богра-хана (920 — 955) («богра» — верблюд — тотем племени ягма) мусе ибн абд ал-кариме богра-хане (956—958) в ханстве началась «исламизация». из арабского языка был заимствован верховный титул правителя — султан ас-салатин (то есть султан над султанами). но тем не менее, такие тюркские титулы, как каган, илек и тегин не потеряли своего значения.
во время правления брата мусы сулеймане ибн абд ал-кариме (958—970), который принял титул арслан-хан, всё население государства было обращено в ислам. согласно арабским ибн мискавейху и ибн ал-асиру в 960 году «200 000 шатров неверных (тюрков — а. б.) приняли ислам». предположительно, под словом «тюрки» подразумевались караханиды[11
После смерти в 1340 г. последнего галицко-волынского князя Юрия II Болеслава между Польшей и Литвой началась борьба за украинские земли. Однако, с конца XIV в. ряд внешних и внутренних обстоятельств побудили эти государства к объединению, которое происходило неравномерно (окончательное, казалось бы, объединение государств сменялось их политической самостоятельностью) до сер. XVI ст. В этом объединении выделяют два основных этапа - Кревская уния 1385 г. , которая положила начало объединения Литвы и Польши, и Люблинская уния 1569р. , которая завершила их объединения в одно государство - Речь Посполитую.
Кревская уния 1385 г. Причины унии
* Стремление Литвы и Польши объединить усилия перед опасностью со стороны могучего Тевтонского ордена, который царил на Балтийском побережье, со стороны Московского княжества, авторитет которого рос после победы над татарами в Куликовской битве 1380 г. со стороны Крымского ханства (выделилось в 1443р. с состав Золотой Орды, с 1475р. признало зависимость от Османской империи) .
* Поиски великим князем литовским Ягайло (1377-1392рр. ) союзника для укрепление своего положения. Ягайло, младший сын Ольгерда, заняв великокняжеский престол вопреки принципам родового старшинства, оказался в затруднительной ситуации. Против него выступили старшие Ольгердовичи и кузен Витовт.
Объяснение:
в 920 году ябгу племени ягма становится сатук. в 932 году он принимает ислам и меняет имя на мусульманское абд ал-карим. согласно оттоманскому мунаджиму-баши, он был первым тюрком, который принял ислам. позже, в 940 году он получает фетву на умертвление родного отца, который, по-видимому, не хотел принимать ислам. после его умерщвления сатук воцаряется в кашгаре, открыто заявляет о своих правах на верховную власть и принимает титул «хан».
при сыне и преемнике сатука (абд ал-карима) богра-хана (920 — 955) («богра» — верблюд — тотем племени ягма) мусе ибн абд ал-кариме богра-хане (956—958) в ханстве началась «исламизация». из арабского языка был заимствован верховный титул правителя — султан ас-салатин (то есть султан над султанами). но тем не менее, такие тюркские титулы, как каган, илек и тегин не потеряли своего значения.
во время правления брата мусы сулеймане ибн абд ал-кариме (958—970), который принял титул арслан-хан, всё население государства было обращено в ислам. согласно арабским ибн мискавейху и ибн ал-асиру в 960 году «200 000 шатров неверных (тюрков — а. б.) приняли ислам». предположительно, под словом «тюрки» подразумевались караханиды[11