Что мы понимаем и что должны понимать под словом «культура»? Культура, если пытаться дать краткое определение, это образ жизни какого-то народа, основа его мыслительной деятельности, а также богатство методов и искусство выражения мыслей. Если же давать более пространное определение, то культура – это достижения нации в таких областях, как искусство, литература, религия, наука, мысль, благоустройство, т.е. областях, которые повышают уровень жизни этого народа, облегчают жизнь, позволяют более широко смотреть на жизнь. История является свидетельницей рождения, развития и смерти великого множества культур. Из приходящих на ум в первую очередь можно назвать культуры Древнего Египта, Древнего Китая, Древней Греции и Древнего Ирана. Какой же вклад внесла появившаяся уже после исламская культура в мировую? Какие элементы отличают исламскую культуру от иных? На эти вопросы можно ответить с разных точек зрения: 1. Вклад исламской культуры в искусство и науку. 2. Исламская культура выступала в качестве посредника передачи открытий и изобретений Востока на Запад. 3. Исламская культура сохранила знания и культуру прежних цивилизаций, развивала их и тому, что они были заново открыты человечеством. 4. Исламская культура, создав справедливое правосудие, общественную среду, пропитанную любовью и уважением, ставит перед собой целью благоденствие и счастье народа, являясь в этом примером и предводителем для всех наций. Сейчас я хотел бы поведать о том, какой вклад внесла цивилизация Ислама в сферу здоровья и медицины. Самым явным признаком, показывающим, является ли какой-то образ жизни истинной культурой или нет, можно назвать то значение, какое в этом образе жизни придается здоровью человека. Основой здоровья является чистота. В Исламе же с самых первых дней одной из основ была чистота. Омовение всего тела было определено как одна из самых важных обязанностей мусульманина. Мусульмане пять раз в день совершают намаз, а перед каждым намазом необходимо вымыть руки, лицо и ноги чистой водой. Один раз в неделю, в пятницу, омовение всего тела было привычкой нашего Пророка, а значит, сунной для нас. Носить только чистые одежды – это одно из повелений Корана. Пророк Мухаммад большое внимание уделял чистке зубов, и много делал для того, чтобы распространить эту привычку среди своих последователей. Особого внимания заслуживает тот факт, что пророк Мухаммад, дающий такие наставления, жил в регионе с засушливым климатом, и учил он этому людей, живущих в условиях пустыни, где вода была драгоценней золота. Чтобы исполнить эти предписания своей религии, мусульмане, уделяя больше внимание организации водоснабжения, где бы они ни оказались, рыли каналы, создавали водохранилища, бассейны, родники и бани, показывая и остальному человечеству пример в поддержании чистоты и сохранении здоровья. В те времена, когда мусульмане учили человеческую цивилизацию пользоваться водой, европейцы, во исполнение предписаний своей религии, не мылись и не придавали этому значения. Подобно тому, как в Европе не умели строить бань, здесь были не известны и такие значимые для цивилизации строения, как туалет и канализация. В те времена, именуемые темными Средними веками, в Европе свирепствовали такие болезни, как тиф, холера и чума, унося миллионы жизней. Между тем, как сообщают исторические источники, в X в. в столице Арабского халифата Багдаде было 27 тысяч бань, и мусульманские врачи настоятельно рекомендовали мыться в банях.
Время испанского средневековья было жестокой эпохой почти непрерывных войн реконкисты, кровавых междоусобиц, крестьянских восстаний. Начатое еще в VIII веке вестготско-романским населением Испании обратное отвоевание захваченных мусульманами земель получило название «реконкиста». Почти восьмисотлетняя борьба с маврами была не только цепью военных походов, но и широким колонизационным движением, связанным с закреплением и экономическим освоением отвоеванных территорий. Этот сложный, противоречивый, еще не в полной мере всесторонне изученный процесс определил особенности развития феодализма на Пиренейском полуострове, оказал влияние на уклад жизни народа, содействовал росту национального самосознания. Жестокие сражения, атмосфера военной напряженности, в которой развивалось испанское общество, не препятствовали интенсивному общению с завоевателями в области экономики и культуры.
Возникли особые группы населения: мосарабы (от искаженного арабского мустариб — арабизировавшийся), то есть христиане, жившие на территории, занятой маврами и сохранившие свою религию, законы и обычаи; с другой стороны, мудехары (от искаженного арабского мудаджжан — получившие разрешение остаться), то есть мусульмане, покорившиеся христианам, но также следовавшие своей религии и обычаям. Значительную группу населения в христианских и мусульманских городах составляли евреи. Народности Пиренейского полуострова оказались вовлеченными в орбиту высокой арабской культуры, многие особенности которой были затем восприняты испанским обществом. Это воздействие оказывалось непосредственнее в областях, не связанных в открытой форме с религиозными воззрениями: в архитектуре, музыке, танцах, орнаменте, костюмах, в некоторых бытовых навыках, в технике, медицине, астрономии. «Арабская культура и литература в средние века сыграли для испанского народа роль, отчасти аналогичную той, какую в эпоху Возрождения сыграла для всей Европы античность» А. А. Смирнов.
Еще в X веке арабская Испания превратилась в культурный центр не только мусульманского мира, но и Европы. Огромные успехи были достигнуты в области философии, медицины, поэзии, музыки, архитектуры, прикладного искусства. И в последующие века мавританская Испания оставалась главным очагом распространения в Европе великих произведений античной и арабской философской мысли, одним из тех мостов, которые соединяли духовную жизнь Востока и Запада.
Многовековая реконкиста закрепила раздробленность страны с четкой локализацией исторических областей. В XIII веке, называемом испанской историографией эпохой великих завоеваний, решающая роль принадлежала Кастилии — стране замков, занимающей пустынное плоскогорье Центральной Месеты; культура Кастилии тяготела к средневековой Франции, монахи и рыцари которой принимали участие в походах реконкисты, Королевство Арагон включало с XII века Каталонию, Валенсию и Балеарские острова. Даже внутри этого объединения все части были разными: суровый горный Арагон с его стойкими феодальными институтами и архаизмом традиций и процветающие приморские области Каталония и Валенсия, передовые торговые средиземноморские центры, обращенные к Лангедоку и Италии. В южной части полуострова, в Андалусии, открытой как бы своим фасадом к Африке, господствовала мавританская художественная цивилизация. Последним ее оплотом оставался Гранадский эмират.
Реконкиста привела к глубоким изменениям в социально-экономической, политической и духовной жизни народов Пиренейского полуострова. Захват воинственным дворянством и католической церковью большей части отвоеванной земли резко усилил могущество духовных и светских феодалов. Чрезвычайно возросло влияние церкви.
Но несмотря на ту огромную роль, которую играла церковь в процессе реконкисты, идейное влияние католицизма на жизнь испанского общества в ту пору было
понимать под словом «культура»?
Культура, если пытаться дать краткое
определение, это образ жизни какого-то
народа, основа его мыслительной
деятельности, а также богатство методов
и искусство выражения мыслей. Если же
давать более пространное определение,
то культура – это достижения нации в
таких областях, как искусство,
литература, религия, наука, мысль,
благоустройство, т.е. областях, которые
повышают уровень жизни этого народа,
облегчают жизнь, позволяют более
широко смотреть на жизнь.
История является
свидетельницей рождения, развития
и смерти великого множества
культур. Из приходящих на ум в
первую очередь можно назвать
культуры Древнего Египта, Древнего
Китая, Древней Греции и Древнего
Ирана. Какой же вклад внесла
появившаяся уже после исламская
культура в мировую? Какие элементы
отличают исламскую культуру от
иных? На эти вопросы можно
ответить с разных точек зрения:
1. Вклад исламской
культуры в искусство и науку.
2. Исламская культура
выступала в качестве посредника
передачи открытий и изобретений
Востока на Запад.
3. Исламская культура
сохранила знания и культуру
прежних цивилизаций, развивала их
и тому, что они были
заново открыты человечеством.
4. Исламская культура,
создав справедливое правосудие,
общественную среду, пропитанную
любовью и уважением, ставит перед
собой целью благоденствие и счастье
народа, являясь в этом примером и
предводителем для всех наций.
Сейчас я хотел бы поведать о
том, какой вклад внесла цивилизация
Ислама в сферу здоровья и
медицины.
Самым явным признаком,
показывающим, является ли какой-то
образ жизни истинной культурой
или нет, можно назвать то значение,
какое в этом образе жизни придается
здоровью человека. Основой здоровья
является чистота. В Исламе же с
самых первых дней одной из основ
была чистота. Омовение всего тела
было определено как одна из самых
важных обязанностей мусульманина.
Мусульмане пять раз в день
совершают намаз, а перед каждым
намазом необходимо вымыть руки,
лицо и ноги чистой водой. Один раз в
неделю, в пятницу, омовение всего
тела было привычкой нашего
Пророка, а значит, сунной для нас.
Носить только чистые одежды – это
одно из повелений Корана. Пророк
Мухаммад большое внимание уделял
чистке зубов, и много делал для того,
чтобы распространить эту привычку
среди своих последователей. Особого
внимания заслуживает тот факт, что
пророк Мухаммад, дающий такие
наставления, жил в регионе с
засушливым климатом, и учил он
этому людей, живущих в условиях
пустыни, где вода была драгоценней
золота. Чтобы исполнить эти
предписания своей религии,
мусульмане, уделяя больше внимание
организации водоснабжения, где бы
они ни оказались, рыли каналы,
создавали водохранилища, бассейны,
родники и бани, показывая и
остальному человечеству пример в
поддержании чистоты и сохранении
здоровья. В те времена, когда
мусульмане учили человеческую
цивилизацию пользоваться водой,
европейцы, во исполнение
предписаний своей религии, не
мылись и не придавали этому
значения. Подобно тому, как в Европе
не умели строить бань, здесь были не
известны и такие значимые для
цивилизации строения, как туалет и
канализация. В те времена,
именуемые темными Средними
веками, в Европе свирепствовали
такие болезни, как тиф, холера и
чума, унося миллионы жизней.
Между тем, как сообщают
исторические источники, в X в. в
столице Арабского халифата Багдаде
было 27 тысяч бань, и мусульманские
врачи настоятельно рекомендовали
мыться в банях.
Возникли особые группы населения: мосарабы (от искаженного арабского мустариб — арабизировавшийся), то есть христиане, жившие на территории, занятой маврами и сохранившие свою религию, законы и обычаи; с другой стороны, мудехары (от искаженного арабского мудаджжан — получившие разрешение остаться), то есть мусульмане, покорившиеся христианам, но также следовавшие своей религии и обычаям. Значительную группу населения в христианских и мусульманских городах составляли евреи. Народности Пиренейского полуострова оказались вовлеченными в орбиту высокой арабской культуры, многие особенности которой были затем восприняты испанским обществом. Это воздействие оказывалось непосредственнее в областях, не связанных в открытой форме с религиозными воззрениями: в архитектуре, музыке, танцах, орнаменте, костюмах, в некоторых бытовых навыках, в технике, медицине, астрономии. «Арабская культура и литература в средние века сыграли для испанского народа роль, отчасти аналогичную той, какую в эпоху Возрождения сыграла для всей Европы античность» А. А. Смирнов.
Еще в X веке арабская Испания превратилась в культурный центр не только мусульманского мира, но и Европы. Огромные успехи были достигнуты в области философии, медицины, поэзии, музыки, архитектуры, прикладного искусства. И в последующие века мавританская Испания оставалась главным очагом распространения в Европе великих произведений античной и арабской философской мысли, одним из тех мостов, которые соединяли духовную жизнь Востока и Запада.
Многовековая реконкиста закрепила раздробленность страны с четкой локализацией исторических областей. В XIII веке, называемом испанской историографией эпохой великих завоеваний, решающая роль принадлежала Кастилии — стране замков, занимающей пустынное плоскогорье Центральной Месеты; культура Кастилии тяготела к средневековой Франции, монахи и рыцари которой принимали участие в походах реконкисты, Королевство Арагон включало с XII века Каталонию, Валенсию и Балеарские острова. Даже внутри этого объединения все части были разными: суровый горный Арагон с его стойкими феодальными институтами и архаизмом традиций и процветающие приморские области Каталония и Валенсия, передовые торговые средиземноморские центры, обращенные к Лангедоку и Италии. В южной части полуострова, в Андалусии, открытой как бы своим фасадом к Африке, господствовала мавританская художественная цивилизация. Последним ее оплотом оставался Гранадский эмират.
Реконкиста привела к глубоким изменениям в социально-экономической, политической и духовной жизни народов Пиренейского полуострова. Захват воинственным дворянством и католической церковью большей части отвоеванной земли резко усилил могущество духовных и светских феодалов. Чрезвычайно возросло влияние церкви.
Но несмотря на ту огромную роль, которую играла церковь в процессе реконкисты, идейное влияние католицизма на жизнь испанского общества в ту пору было