Берілген мәтін бойынша, жарлық талабын орындамау үшін байлардың жасаған әрекетін
түсіндір.
Жарлықты орындауға жергілікті өкімет асығыс кірісті.
Тізімге қазақтардың жасын ауылнайлар өз бетімен
енгізді... Кейбір жазбаларда өкімет орындары біле тұра
дұрыс жасамады: бай қазақтар балаларының жасын
әдейі ересек етіп жазғызды... Кейбір болыс
басқарушылары өз жауларына мейлінше сенімді
соққы жасағысы келіп, оларды адам алуға қарсыласты
деп айыптап, бастықтарға жеткізді.
Православие и язычество на Руси. Постепенно Древняя Русь превратилась в православное государство. Однако языческие верования и обряды ещё долго сохранялись в сознании людей.
Чтобы укрепить свои позиции, Православная церковь восприняла и при многие дохристианские праздники и традиции. Так, например, на Масленицу по-прежнему было принято печь блины, но этот обычай потерял давний языческий смысл.
Церковь не противилась и тому, что многие люди имели два имени: одно языческое, которым пользовались в обыденной жизни, другое — христианское, для церковного обихода.
Многие русские князья известны нам именно под своими языческими именами. К примеру, Владимир Святославич и Владимир Мономах, в крещении носившие имя Василий, или Ярослав Мудрый, христианским именем которого было Георгий.
формирование народности
в конце x в. было закончено объединение всех восточных славян в общее государство — русь. подчиняясь власти, каждое племя должно было не только платить ему дань, но и участвовать в государственных делах. совершая военные походы, князья собирали народные ополчения со всех восточнославянских земель. в таких походах воины были объединены общей целью. с такими настроениями они возвращались к себе домой.
в мирной жизни население всех славянских земель также объединяли общие дела. на киевском торге сходились жители всех славянских земель. в процессе общения сглаживались местные различия в языке, возникал единый язык.
принятие христианства и вера в единого бога ещё больше сплотили население. так постепенно складывалась народность
основные слои населения древней руси
перестав делиться по родо-племенному признаку, все люди в государстве стали составлять единое общество. однако это общество, как и в других странах, подразделялось на определённые слои, в зависимости от того, чем занимались люди.
князь
правящую верхушку общества составляли киевские князья, считавшие себя потомками рюрика. князь опирался на дружину.
с принятием христианства появляется особый слой населения — духовенство.
земельные отношения
главным занятием населения руси оставалось сельское хозяйство. земли, пригодные для пашни, делились на наделы между всеми семьями, входившими в общину. при этом земледельцы-общинники за пользование землёй должны были платить дань государству. таким образом государство постепенно утверждало своё право собственности на землю.
стали появляться и личные земельные владения. князья объявляли своей собственностью свободные земли, «сажали» на них пленных и превращали их в своих работников. здесь же разбивали сады и огороды, заводили конюшни, рыбные ловли, охотничьи угодья.
князья стали жаловать земельные владения своим дружинникам, а также церкви. появляются первые вотчины (отчины) — наследственные земельные держания (переходившие от отца к детям). но верховным собственником, т. е. распорядителем такого владения, оставался князь. он мог вотчину за верную службу, а мог и отобрать её за различные провинности и передать другому.
с возникновением личных владений стало появляться и зависимое население. большинство из них работали на земле князей и вотчинников. были среди них и слуги.
эта часть населения пополнялась не только за счёт пленных. человек от великой нужды мог добровольно продать себя в холопы.