Индейская община В крупнейшей английской колонии, Индии, судьба древнего общинного союза рисуется с новой стороны. Здесь лучше, чем в каком бы то ни было уголке земного шара, можно изучать образцы самых различных форм землевладения; здесь, как на карте звездного неба Гершеля, спроектирована на плоскости история тысячелетий. В Индии можно было еще несколько десятков лет назад встретить вполне сохранившуюся деревенскую общину рядом с родовой, периодические переделы равных земельных участков наряду с пожизненным владением различными по величине участками, общественную обработку земли наряду с частным хозяйством, равноправие всех деревенских жителей в области общинного землевладения наряду с привилегиями отдельных групп и, наконец, рядом со всеми этими формами общественного владения, земельную собственность в виде крестьянских карликовых хозяйств, кратко аренд и огромных латифундий. О древности существования общины в Индии свидетельствуют индусские юридические источники, как, напр., самое старое обычное право—Ману, кодифицированное в XI в. до нашей эры и содержащее многочисленные постановления о пограничных спорах между отдельными общинами из-за неразделенной земли и о заселении неразделенных земель старых общинновыми деревнями—дочерьми. Это право признает лишь собственность на землю при условии личного труда и рассматривает ремесло как побочное занятие при сельском хозяйстве; оно стремится ограничить экономическую мощь браминов, т. е. священников, разрешая им иметь лишь движимое имущество. Позднейшие туземные князья, раджи, здесь фигурируют еще как выборные старейшины племен. Более поздние книги законов, как, например, Jadschnawalkja и Narada, составленные в V веке до нашей эры, признают родовой союз общественной организацией, а политическая власть и судопроизводство сосредоточены в это время в руках собрания общинников. Последние солидарно отвечают за проступки и преступления каждого товарища по общине в отдельности. Во главе деревни стоит избранный старшина марки. Обе вышеупомянутые книги законов рекомендуют избирать на эту должность миролюбивых и наиболее справедливых членов общины и оказывать им безусловное повиновение. Книга Narada различает уже два типа общинных союзов: общину «родственников», т. е. родовой союз, и общину «совместно живущих», т. е. соседскую общину, как местный союз людей, не связанных кровным родством. Обе книги опять-таки признают собственность лишь при условии личного труда: покинутая земля принадлежит тому, кто желает ее обработать, а неправомерное владение не признается даже после трех поколений, если оно не связано с личной обработкой данного участка. До сих пор мы наблюдаем, следовательно, у индусов те примитивные общественные и хозяйственные отношения, в которых они жили в области Инда втечение тысячелетий и впоследствии в эпоху героического завоевания области Ганга. В это время и зародился могучий народный эпос Рамайана и Магабгарата. Лишь появившиеся впоследствии комментарии к старым книгам законов, всегда являющиеся характерным симптомом глубоких социальных изменений и вытекающие из стремления при старые правовые нормы к новым интересам, свидетельствуют о том, что индусское общество за период до XVI в.—эпохи деятельности комментатора—пережило в своей социальной структуре глубокий сдвиг. Надо заметить, что тем временем возникла влиятельная каста священников, которая в материальном и правовом отношении заметно поднялась над крестьянской массой. Комментаторы стремятся так «истолковать» ясный язык старых правовых книг,— наподобие того, как это делают их христианские коллеги на феодальном Западе,—чтобы оправдать землевладение священников, содействовать разделу общинных земель путем дарения земли священникам и усиления их землевладения за счет крестьянства. Этот процесс был типичен для судьбы всех восточных общин. Насущным вопросом для всякого более или менее развитого сельского хозяйства в обширных областях Востока является искусственное орошение. И мы уже в раннюю пору находим как в Индии, так и в Египте великолепную оросительную сеть, каналы, колодцы и планомерное при сельского хозяйства к периодическим наводнениям 2).
Помимо упоминания его имени в былинах, его также не зря называли Владимиром Великим, Владимиром Святым и даже Владимиром Красным Солнышком. Тому есть ряд причин, во главе которых стоит крещение Киевской Руси и это безусловно. Владимир в одночасье превратил языческую Русь в монотеистическое государство с официальной религией (православие). Это говорит вовсе не о его религиозности, сколько о дальновидности. Он довольно жестоко захватил Киев, путем сексуального и физического насилия, потому сплочение народа требовалось для нейтрализации его репутации и дальнейших политических действий. Кроме того, Владимир вел успешную международную политику, в рамках которой заключал международные договоры с Венгрией, Польшей, Византией, папой Римским и Чехией. Что касается социальной политики, то он плотно занимался просвещением и грамотностью с участием приглашенных болгарских и византийских учителей. Он был меценатом, по приданиям известно, что он одаривал бедных и бездомных едой каждое воскресенье.
В крупнейшей английской колонии, Индии, судьба древнего общинного союза рисуется с новой стороны. Здесь лучше, чем в каком бы то ни было уголке земного шара, можно изучать образцы самых различных форм землевладения; здесь, как на карте звездного неба Гершеля, спроектирована на плоскости история тысячелетий. В Индии можно было еще несколько десятков лет назад встретить вполне сохранившуюся деревенскую общину рядом с родовой, периодические переделы равных земельных участков наряду с пожизненным владением различными по величине участками, общественную обработку земли наряду с частным хозяйством, равноправие всех деревенских жителей в области общинного землевладения наряду с привилегиями отдельных групп и, наконец, рядом со всеми этими формами общественного владения, земельную собственность в виде крестьянских карликовых хозяйств, кратко аренд и огромных латифундий. О древности существования общины в Индии свидетельствуют индусские юридические источники, как, напр., самое старое обычное право—Ману, кодифицированное в XI в. до нашей эры и содержащее многочисленные постановления о пограничных спорах между отдельными общинами из-за неразделенной земли и о заселении неразделенных земель старых общинновыми деревнями—дочерьми. Это право признает лишь собственность на землю при условии личного труда и рассматривает ремесло как побочное занятие при сельском хозяйстве; оно стремится ограничить экономическую мощь браминов, т. е. священников, разрешая им иметь лишь движимое имущество. Позднейшие туземные князья, раджи, здесь фигурируют еще как выборные старейшины племен. Более поздние книги законов, как, например, Jadschnawalkja и Narada, составленные в V веке до нашей эры, признают родовой союз общественной организацией, а политическая власть и судопроизводство сосредоточены в это время в руках собрания общинников. Последние солидарно отвечают за проступки и преступления каждого товарища по общине в отдельности. Во главе деревни стоит избранный старшина марки. Обе вышеупомянутые книги законов рекомендуют избирать на эту должность миролюбивых и наиболее справедливых членов общины и оказывать им безусловное повиновение. Книга Narada различает уже два типа общинных союзов: общину «родственников», т. е. родовой союз, и общину «совместно живущих», т. е. соседскую общину, как местный союз людей, не связанных кровным родством. Обе книги опять-таки признают собственность лишь при условии личного труда: покинутая земля принадлежит тому, кто желает ее обработать, а неправомерное владение не признается даже после трех поколений, если оно не связано с личной обработкой данного участка. До сих пор мы наблюдаем, следовательно, у индусов те примитивные общественные и хозяйственные отношения, в которых они жили в области Инда втечение тысячелетий и впоследствии в эпоху героического завоевания области Ганга. В это время и зародился могучий народный эпос Рамайана и Магабгарата. Лишь появившиеся впоследствии комментарии к старым книгам законов, всегда являющиеся характерным симптомом глубоких социальных изменений и вытекающие из стремления при старые правовые нормы к новым интересам, свидетельствуют о том, что индусское общество за период до XVI в.—эпохи деятельности комментатора—пережило в своей социальной структуре глубокий сдвиг. Надо заметить, что тем временем возникла влиятельная каста священников, которая в материальном и правовом отношении заметно поднялась над крестьянской массой. Комментаторы стремятся так «истолковать» ясный язык старых правовых книг,— наподобие того, как это делают их христианские коллеги на феодальном Западе,—чтобы оправдать землевладение священников, содействовать разделу общинных земель путем дарения земли священникам и усиления их землевладения за счет крестьянства. Этот процесс был типичен для судьбы всех восточных общин.
Насущным вопросом для всякого более или менее развитого сельского хозяйства в обширных областях Востока является искусственное орошение. И мы уже в раннюю пору находим как в Индии, так и в Египте великолепную оросительную сеть, каналы, колодцы и планомерное при сельского хозяйства к периодическим наводнениям 2).
Тому есть ряд причин, во главе которых стоит крещение Киевской Руси и это безусловно. Владимир в одночасье превратил языческую Русь в монотеистическое государство с официальной религией (православие). Это говорит вовсе не о его религиозности, сколько о дальновидности. Он довольно жестоко захватил Киев, путем сексуального и физического насилия, потому сплочение народа требовалось для нейтрализации его репутации и дальнейших политических действий.
Кроме того, Владимир вел успешную международную политику, в рамках которой заключал международные договоры с Венгрией, Польшей, Византией, папой Римским и Чехией. Что касается социальной политики, то он плотно занимался просвещением и грамотностью с участием приглашенных болгарских и византийских учителей. Он был меценатом, по приданиям известно, что он одаривал бедных и бездомных едой каждое воскресенье.