ХVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т.е. освобождения от господства церкви. Развитие товарного производства, начало формирования всероссийского рынка обусловили возникновение в недрах феодально-крепостнического строя первых ростков буржуазных общественных отношений, что позволяет считать XVII век началом нового периода русской истории. Культурный процесс в XVII веке становится более светским. Началось ослабление традиционного средневекового религиозного мировоззрения. Возникло представление о самоценности жизни с ее радостями и горестями. Такие взгляды стали проявляться в литературе, искусстве, в общественной мысли. В свою очередь, церковь пресекала всякие проявления инакомыслия. Эта борьба характерна для XVII века. В литературе проходило ее «обмирщение», т.е. она повернулась к реальному миру и мир повернулся к ней. Не только историческим источником, но и памятником литературы, высоко ценимым Л.Н. Толстым, стало «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в ссылке и опубликованное в 1861 г. Оставаясь глубоко религиозным христианином, Аввакум обратился к жанру «Жития», основал новое направление, автобиографии-исповеди. Образный язык, обличение несправедливости, в том числе церковной, уважение к человеку, описание своих личных страданий «во имя веры» не могли никого оставить равнодушным. Как писатель Аввакум обладал замечательным даром слова, он был проповедником, признанным русской литературой. В XVII веке в литературе возникает сатирическая литература. Она нередко базировалась на устном народном творчестве. Известность получили «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче», обличавшие порядки феодального суда. Выражение « шемякин суд» вошло в поговорку. Объектом сатиры временами становилась даже церковь, ее отступление от проповедуемых истин. Конкретных авторов нет, но создаются произведения «демократической сатиры». Как известно, православие считало смех греховным. Ирония сатирических произведений направлена на определенный объект. Вера и православие в смеховой литературе не затрагивались, но недостойные служители церкви осмеивались в «смехотворных укоризнах». В XVII столетии русская культура достигла больших успехов в развитии архитектуры, иконописи и даже появился первый советский жанр – написание портретов. Православное христианство и образование централизованного Российского государства развитию культурного процесса. В XVII веке завершается эволюция средневековой культуры. Формируется политическая концепция самодержавия, как формы правления в централизованном государстве, преодолевшем удельную раздробленность, проявляются реальные признаки развития светской культуры, потеснившей господство религиозной традиции.
Русско-турецкая война (Восточная война) 1877–1878 г. велась Россией против Турции в союзе с Румынией, Черногорией и Сербией и при нейтралитете других наций. После сильного сопротивления мощь Турции была сломлена, и когда русские появились у самого Константинополя, Порта должна была заключить мир с Россией в Сан-Стефано (близ Константинополя). Россия получила Батум и Карс в Азии, а в Европе Добруджу, которую она отдала Румынии в обмен за часть Бессарабии, потерянную по Парижскому договору 1856 г. Румыния, Сербия и Черногория были объявлены независимыми государствами и получали земельные приращения.
Турецкая территория в Европе подлежала расчленению. Болгария превращалась в вассальное княжество, которое должно было простираться к югу до Эгейского моря, вследствие чего Константинополь с ближайшим округом был бы совсем отрезан от других владений турок на Балканском полуострове (Халкедонского полуострова, Фессалии с Албанией и Боснии с Герцеговиной); устраивать это княжество должна была Россия. Босния и Герцеговина должны были получить новые административные учреждения под наблюдением России и Австрии. Землям, населенным греками и армянами, тоже должны были быть даны реформы по соглашению с Россией.
Сан-Стефанский договор почти совершенно упразднял европейскую Турцию и отдавал ее вполне в распоряжение России. С таким результатом не могли примириться ни Англия, ни Австрия. Английский консервативный министр, лорд Биконсфильд (Дизраэли), стал грозить России войною, рассчитывая на поддержку со стороны Австрии, которая тоже начала вооружаться, будучи уверена, что Германия не даст разгромить ее России. Русский император отказался, однако, от мысли о новой войне и согласился отдать Сан-Стефанский договор на пересмотр европейского конгресса. Летом 1878 г. собрались в Берлине под председательством Бисмарка, взявшего на себя роль «честного маклера», министры и послы шести великих держав и Турции. Англии и Австрии удалось втрое сократить размеры Болгарии, расчленив болгарскую территорию Сан-Стефанского договора на княжество Болгарию, автономную провинцию Восточную Румелию и Македонию, которая была возвращена султану.
Босния и Герцеговина были отданы на неопределенное время Австрии, которая обязалась «оккупировать» эти провинции и управлять ими, хотя теоретически они и остались под властью султана. В то же время Англия заняла остров Кипр (а вскоре затем и Египет). Такой исход Берлинского конгресса расстроил союз трех императоров; Австрия даже стала в резкие отношения соперничества с Россией на Балканском полуострове. В 1885 г. первый болгарский князь Александр Батенбергский присоединил к княжеству и Восточную Румелию, но уже в это время Россия не имела прежнего влияния в Болгарии. Современная политическая карта Балканского полуострова ведет свое начало от Берлинского конгресса, а в последние годы мир поддерживается специальным соглашением России и Австрии, вынудившими у султана некоторые реформы в Македонии после начавшегося в этой области нового восстания против турок.
ХVII в., являясь периодом быстрого развития древнерусской культуры, в то же время был веком ее завершения. Сохраняя основные черты традиционного уклада, русское общество начинает трансформироваться в направлении, которое в последствии найдет свое наивысшее выражение в реформах Петра Великого. Россия стояла на пороге нового времени. В культуре отчетливо выделяются две тенденции: проникновение западноевропейских влияний и прогрессирующий процесс обмирщения (секуляризации), т.е. освобождения от господства церкви. Развитие товарного производства, начало формирования всероссийского рынка обусловили возникновение в недрах феодально-крепостнического строя первых ростков буржуазных общественных отношений, что позволяет считать XVII век началом нового периода русской истории. Культурный процесс в XVII веке становится более светским. Началось ослабление традиционного средневекового религиозного мировоззрения. Возникло представление о самоценности жизни с ее радостями и горестями. Такие взгляды стали проявляться в литературе, искусстве, в общественной мысли. В свою очередь, церковь пресекала всякие проявления инакомыслия. Эта борьба характерна для XVII века. В литературе проходило ее «обмирщение», т.е. она повернулась к реальному миру и мир повернулся к ней. Не только историческим источником, но и памятником литературы, высоко ценимым Л.Н. Толстым, стало «Житие» протопопа Аввакума, написанное им в ссылке и опубликованное в 1861 г. Оставаясь глубоко религиозным христианином, Аввакум обратился к жанру «Жития», основал новое направление, автобиографии-исповеди. Образный язык, обличение несправедливости, в том числе церковной, уважение к человеку, описание своих личных страданий «во имя веры» не могли никого оставить равнодушным. Как писатель Аввакум обладал замечательным даром слова, он был проповедником, признанным русской литературой. В XVII веке в литературе возникает сатирическая литература. Она нередко базировалась на устном народном творчестве. Известность получили «Повести о Шемякином суде» и «Повести о Ерше Ершовиче», обличавшие порядки феодального суда. Выражение « шемякин суд» вошло в поговорку. Объектом сатиры временами становилась даже церковь, ее отступление от проповедуемых истин. Конкретных авторов нет, но создаются произведения «демократической сатиры». Как известно, православие считало смех греховным. Ирония сатирических произведений направлена на определенный объект. Вера и православие в смеховой литературе не затрагивались, но недостойные служители церкви осмеивались в «смехотворных укоризнах». В XVII столетии русская культура достигла больших успехов в развитии архитектуры, иконописи и даже появился первый советский жанр – написание портретов. Православное христианство и образование централизованного Российского государства развитию культурного процесса. В XVII веке завершается эволюция средневековой культуры. Формируется политическая концепция самодержавия, как формы правления в централизованном государстве, преодолевшем удельную раздробленность, проявляются реальные признаки развития светской культуры, потеснившей господство религиозной традиции.
Русско-турецкая война (Восточная война) 1877–1878 г. велась Россией против Турции в союзе с Румынией, Черногорией и Сербией и при нейтралитете других наций. После сильного сопротивления мощь Турции была сломлена, и когда русские появились у самого Константинополя, Порта должна была заключить мир с Россией в Сан-Стефано (близ Константинополя). Россия получила Батум и Карс в Азии, а в Европе Добруджу, которую она отдала Румынии в обмен за часть Бессарабии, потерянную по Парижскому договору 1856 г. Румыния, Сербия и Черногория были объявлены независимыми государствами и получали земельные приращения.
Турецкая территория в Европе подлежала расчленению. Болгария превращалась в вассальное княжество, которое должно было простираться к югу до Эгейского моря, вследствие чего Константинополь с ближайшим округом был бы совсем отрезан от других владений турок на Балканском полуострове (Халкедонского полуострова, Фессалии с Албанией и Боснии с Герцеговиной); устраивать это княжество должна была Россия. Босния и Герцеговина должны были получить новые административные учреждения под наблюдением России и Австрии. Землям, населенным греками и армянами, тоже должны были быть даны реформы по соглашению с Россией.
Сан-Стефанский договор почти совершенно упразднял европейскую Турцию и отдавал ее вполне в распоряжение России. С таким результатом не могли примириться ни Англия, ни Австрия. Английский консервативный министр, лорд Биконсфильд (Дизраэли), стал грозить России войною, рассчитывая на поддержку со стороны Австрии, которая тоже начала вооружаться, будучи уверена, что Германия не даст разгромить ее России. Русский император отказался, однако, от мысли о новой войне и согласился отдать Сан-Стефанский договор на пересмотр европейского конгресса. Летом 1878 г. собрались в Берлине под председательством Бисмарка, взявшего на себя роль «честного маклера», министры и послы шести великих держав и Турции. Англии и Австрии удалось втрое сократить размеры Болгарии, расчленив болгарскую территорию Сан-Стефанского договора на княжество Болгарию, автономную провинцию Восточную Румелию и Македонию, которая была возвращена султану.
Босния и Герцеговина были отданы на неопределенное время Австрии, которая обязалась «оккупировать» эти провинции и управлять ими, хотя теоретически они и остались под властью султана. В то же время Англия заняла остров Кипр (а вскоре затем и Египет). Такой исход Берлинского конгресса расстроил союз трех императоров; Австрия даже стала в резкие отношения соперничества с Россией на Балканском полуострове. В 1885 г. первый болгарский князь Александр Батенбергский присоединил к княжеству и Восточную Румелию, но уже в это время Россия не имела прежнего влияния в Болгарии. Современная политическая карта Балканского полуострова ведет свое начало от Берлинского конгресса, а в последние годы мир поддерживается специальным соглашением России и Австрии, вынудившими у султана некоторые реформы в Македонии после начавшегося в этой области нового восстания против турок.