Перед изучением функций, прав и обязанностей дружины, отметим, что постоянное упоминание ее в связке с князем, на страницах Повести временных лет ( «Поидем высадим дружину свою ис погреба…»; «Изяславу же седящу на сенехъ с дружиною своею…».[19]) свидетельствует о том, что дружина являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь.
Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань.
Согласно изысканиям отечественных исследователей ПВЛ, дружина имела иерархическую структуру[20]. Во главе дружины стоял князь. Под его началом, кроме личной дружины, были воеводы, командующие собственными дружинами.
Внутри древнерусской дружины существовало иерархическое деление на «старшую», «среднюю» и «младшую». Внутри каждой определенному социальному слою были присущи только его определенные функции. С течением времени роль дружины в политических делах и ее влияние на князя изменялись.
«Старшая» дружина состояла из служивших отцу князя («дружина отня»[21]). Она переходит к младшим поколениям князей, вооруженная прежним влиянием и авторитетом в дружинной и общественной среде. ПВЛ неоднократно подчеркивает, что эта часть дружины присутствовала при всех значимых событиях жизни князя («И изиде противу ему благоверный князь Всеволод с воима сынъма», «Святополк созва боляръ и кыянъ, и поведа имъ, еже бе ему поведал Давыдъ <…>. И реша боляре и людье…»[22]).
«Средний» слой дружины составляли гридьба. Эти дружинники составляли основной боевой контингент личных воинских сил князя.
В «младшую» дружину, входили молодые люди – отроки и т.д. («и рече Святославъ, кроме зря, отрокомъ своимъ…»[23]). Они находятся при князе, неотступно и в первую очередь они - слуги князя.
При Рюрике, княжеская дружина состояла из варягов, но уже при Олеге в состав дружины помимо варягов входили новгородцы, кривичи и финны, а при Владимире - варяги, финны, славяне, печенеги, ятвяги. Видимо, главными условиями вступления в дружину были личные качества претендента - преданность князю и боевые навыки[24].
Выделению княжеской дружины разрушение родоплеменной структуры, охватившее славянский этнос в V-VI вв. Княжеские дружины, как круг его ближайших соратников и сотрудников, существуют с самого возникновения Киевского государства. В целом, Древнерусская дружина просуществовала до XIII века.
Подведем основные итоги настоящего подпункта:
- постоянное упоминание дружины в связке с князем, на страницах Повести временных лет свидетельствует о том, что дружина являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя;
- под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань;
- внутри древнерусской дружины существовало иерархическое деление на «старшую», «среднюю» и «младшую». Внутри каждой определенному социальному слою были присущи только его определенные функции;
- при Рюрике, княжеская дружина состояла из варягов, но уже при Олеге в состав дружины помимо варягов входили новгородцы, кривичи и финны, а при Владимире - варяги, финны, славяне, печенеги, ятвяги. Видимо, главными условиями вступления в дружину были личные качества претендента - преданность князю и боевые навыки.
Рабочее движение. На рубеже 70 – 80-х гг. XIX в. главными центрами рабочего движения стали Петербург и Центральный промышленный район. В мае 1870 г. в Петербурге на Невской бумагопрядильной фабрике произошла крупная стачка. Рабочие потребовали повышения оплаты труда, получив отказ, объявили забастовку. Пятерых «подстрекателей» отдали под суд.
В 1875 г. в Одессе был создан «Южнороссийский союз рабочих». Его организатор Е. О. Заславский разработал устав, в котором говорилось, что рабочие достигнут «признания своих прав только посредством насильственного переворота». Образованный в 1878 г. в Петербурге «Северный союз русских рабочих» возглавил ряд стачек в столице.
Стачка, организованная на Никольской мануфактуре Тимофея Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г., получила название Морозовской. Рабочие требовали отменить штрафы, упорядочить условия найма на работу и ограничить произвол фабрикантов. Стачка была подавлена. Около 600 рабочих арестовали, более 30 из них отдали под суд. Однако присяжные заседатели оправдали подсудимых.
По данным фабричной инспекции, в конце 1880-х – начале 1890-х гг. в стачках ежегодно участвовали десятки тысяч рабочих. Среди них основную массу составляли работники текстильной промышленности и рабочие заводов, выпускавших продукцию из металла. Несмотря на жёсткие действия властей, волнения продолжались.
От народничества к марксизму. Индустриализация страны повлекла за собой быстрое увеличение численности рабочих и рост стачечного движения. В этих условиях стала очевидной несостоятельность теорий народников, которые делали ставку на сельскую общину и связывали с ней осуществление на практике социалистических идеалов. Теории явно расходились с российской действительностью, что заставило их идеологов пересмотреть свои взгляды.
В начале 90-х гг. XIX в. рупором легального народничества стал журнал «Русское богатство», в котором заметную роль играли Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов и многие другие. Н. К. Михайловский подчёркивал антигуманный характер капиталистического общества, низводившего человека до «бессловесного придатка машины». Он выступал против идеализации капитализма, верил в высокую миссию передовой интеллигенции, считал, что только социализм быть подлинно гуманным обществом. Вместе с тем Н. К. Михайловский отвергал насильственные методы свержения существующего строя.
Для В. П. Воронцова капитализм был «чужеродным элементом» российской экономики, лишённым в России перспектив развития. Двигателем прогресса он рассматривал крестьянскую общину.
Те, кто разделял идеи марксизма, главные надежды на построение справедливого общества связывали уже не с крестьянством, а с наёмными рабочими (пролетариатом). Вслед за К. Марксом его последователи в России были убеждены в неизбежности наступления социализма, в том, что он будет представлять собой самую совершенную общественную систему обеспечить всему человечеству лучшую жизнь, чем при капитализме. Социализм объявлялся конечной целью революционного движения, главной движущей силой которого выступал пролетариат, испытывающий при капитализме постоянную нужду и нищету.
Первый том «Капитала» К. Маркса был переведён на русский язык в 1872 г. По выражению современника, 1890-е гг. стали в России эпохой марксистского поветрия среди революционно настроенной молодёжи.
Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя. Под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань.
Согласно изысканиям отечественных исследователей ПВЛ, дружина имела иерархическую структуру[20]. Во главе дружины стоял князь. Под его началом, кроме личной дружины, были воеводы, командующие собственными дружинами.
Внутри древнерусской дружины существовало иерархическое деление на «старшую», «среднюю» и «младшую». Внутри каждой определенному социальному слою были присущи только его определенные функции. С течением времени роль дружины в политических делах и ее влияние на князя изменялись.
«Старшая» дружина состояла из служивших отцу князя («дружина отня»[21]). Она переходит к младшим поколениям князей, вооруженная прежним влиянием и авторитетом в дружинной и общественной среде. ПВЛ неоднократно подчеркивает, что эта часть дружины присутствовала при всех значимых событиях жизни князя («И изиде противу ему благоверный князь Всеволод с воима сынъма», «Святополк созва боляръ и кыянъ, и поведа имъ, еже бе ему поведал Давыдъ <…>. И реша боляре и людье…»[22]).
«Средний» слой дружины составляли гридьба. Эти дружинники составляли основной боевой контингент личных воинских сил князя.
В «младшую» дружину, входили молодые люди – отроки и т.д. («и рече Святославъ, кроме зря, отрокомъ своимъ…»[23]). Они находятся при князе, неотступно и в первую очередь они - слуги князя.
При Рюрике, княжеская дружина состояла из варягов, но уже при Олеге в состав дружины помимо варягов входили новгородцы, кривичи и финны, а при Владимире - варяги, финны, славяне, печенеги, ятвяги. Видимо, главными условиями вступления в дружину были личные качества претендента - преданность князю и боевые навыки[24].
Выделению княжеской дружины разрушение родоплеменной структуры, охватившее славянский этнос в V-VI вв. Княжеские дружины, как круг его ближайших соратников и сотрудников, существуют с самого возникновения Киевского государства. В целом, Древнерусская дружина просуществовала до XIII века.
Подведем основные итоги настоящего подпункта:
- постоянное упоминание дружины в связке с князем, на страницах Повести временных лет свидетельствует о том, что дружина являлась таким же необходимым элементом в древнерусском обществе, как и князь. Князь нуждался в военной силе, как для обеспечения внутреннего порядка, так и обороны от внешних врагов. Дружинники были реальной военной силой, всегда готовой к бою, а также советниками князя;
- под дружиной следует понимать профессиональных воинов, за которыми признавалась номинальная коллективная собственность на земли, с которых они имели право собирать дань;
- внутри древнерусской дружины существовало иерархическое деление на «старшую», «среднюю» и «младшую». Внутри каждой определенному социальному слою были присущи только его определенные функции;
- при Рюрике, княжеская дружина состояла из варягов, но уже при Олеге в состав дружины помимо варягов входили новгородцы, кривичи и финны, а при Владимире - варяги, финны, славяне, печенеги, ятвяги. Видимо, главными условиями вступления в дружину были личные качества претендента - преданность князю и боевые навыки.
Рабочее движение. На рубеже 70 – 80-х гг. XIX в. главными центрами рабочего движения стали Петербург и Центральный промышленный район. В мае 1870 г. в Петербурге на Невской бумагопрядильной фабрике произошла крупная стачка. Рабочие потребовали повышения оплаты труда, получив отказ, объявили забастовку. Пятерых «подстрекателей» отдали под суд.
В 1875 г. в Одессе был создан «Южнороссийский союз рабочих». Его организатор Е. О. Заславский разработал устав, в котором говорилось, что рабочие достигнут «признания своих прав только посредством насильственного переворота». Образованный в 1878 г. в Петербурге «Северный союз русских рабочих» возглавил ряд стачек в столице.
Стачка, организованная на Никольской мануфактуре Тимофея Морозова в Орехово-Зуеве в 1885 г., получила название Морозовской. Рабочие требовали отменить штрафы, упорядочить условия найма на работу и ограничить произвол фабрикантов. Стачка была подавлена. Около 600 рабочих арестовали, более 30 из них отдали под суд. Однако присяжные заседатели оправдали подсудимых.
По данным фабричной инспекции, в конце 1880-х – начале 1890-х гг. в стачках ежегодно участвовали десятки тысяч рабочих. Среди них основную массу составляли работники текстильной промышленности и рабочие заводов, выпускавших продукцию из металла. Несмотря на жёсткие действия властей, волнения продолжались.
От народничества к марксизму. Индустриализация страны повлекла за собой быстрое увеличение численности рабочих и рост стачечного движения. В этих условиях стала очевидной несостоятельность теорий народников, которые делали ставку на сельскую общину и связывали с ней осуществление на практике социалистических идеалов. Теории явно расходились с российской действительностью, что заставило их идеологов пересмотреть свои взгляды.
В начале 90-х гг. XIX в. рупором легального народничества стал журнал «Русское богатство», в котором заметную роль играли Н. К. Михайловский, В. П. Воронцов и многие другие. Н. К. Михайловский подчёркивал антигуманный характер капиталистического общества, низводившего человека до «бессловесного придатка машины». Он выступал против идеализации капитализма, верил в высокую миссию передовой интеллигенции, считал, что только социализм быть подлинно гуманным обществом. Вместе с тем Н. К. Михайловский отвергал насильственные методы свержения существующего строя.
Для В. П. Воронцова капитализм был «чужеродным элементом» российской экономики, лишённым в России перспектив развития. Двигателем прогресса он рассматривал крестьянскую общину.
Те, кто разделял идеи марксизма, главные надежды на построение справедливого общества связывали уже не с крестьянством, а с наёмными рабочими (пролетариатом). Вслед за К. Марксом его последователи в России были убеждены в неизбежности наступления социализма, в том, что он будет представлять собой самую совершенную общественную систему обеспечить всему человечеству лучшую жизнь, чем при капитализме. Социализм объявлялся конечной целью революционного движения, главной движущей силой которого выступал пролетариат, испытывающий при капитализме постоянную нужду и нищету.
Первый том «Капитала» К. Маркса был переведён на русский язык в 1872 г. По выражению современника, 1890-е гг. стали в России эпохой марксистского поветрия среди революционно настроенной молодёжи.