Но есть и другой пример, где гораздо более радикально решена проблема демократизации политического процесса в исламской цивилизации,— современная Турция. В этой стране благодаря радикальным реформам легендарного Мустафы Кемаля создана светская республика. Это еще один яркий пример того, как динамично развивается мусульманское сознание в современном мире. Турецкий народ, никогда не идентифицировавший себя по национальному признаку — только по религиозному, народ с яркой имперской доминантой сумел создать современное национальное государство.
Первым царем из рода Романовых стал Михаил Федорович. Это произошло в 1613 году, после долгих лет Смуты, разорившей и обескровившей страну. Выборы Земским собором нового царя были весьма бурными. Несколько боярских партий имели своих кандидатов. За юного Михаила Федоровича помимо придворных выступили казаки, создавшие собственную легенду о передаче власти царем Федором. Семнадцатилетний Михаил Федорович венчался на царство летом 1613 года. В первые годы своего правления он с большим трудом вывел Россию из состояния войны, заключив мир со Швецией и Польшей. Вскоре в Москву вернулся из плена патриарх Филарет, и в стране началось двоевластие. Время длительного царствования Михаила Федоровича (1613-1645) отмечено первыми шагами в восстановлении России после полутора десятилетий Смуты и войн. Заботясь об укреплении власти на местах, царь ввел новую систему управления – воеводскую. При нем созывались Земские соборы, основные политические вопросы он решал совместно с думой. В истории Михаил Федорович остался как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Обычно все успехи его царствования относят на счет энергичного патриарха Филарета. Но последние двенадцать лет Михаил правил сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел мало чем отличаются от предыдущих. Уклад жизни почти не изменился по сравнению с временами правления прежних царей. Большое место здесь занимали церковь и воспитание детей.
Царь Алексей Михайлович (1645- 1676 гг. ) начал свое правление в 16 лет. Впервые после длительного перерыва царский трон занял подготовленный к политической деятельности государь. Он знал иностранные языки, разбирался в философии и богословии, в законах, понимал и любил духовную музыку. Говоря о его государственной деятельности, надо помнить, что именно при нем был составлен весьма полный свод законов - Уложение 1649 года. Алексей Михайлович принял и личное участие в законотворчестве: будучи страстным охотником, он сам составил уложение соколиной охоты. По воспоминаниям современников, Алексей Михайлович был мягким, добродушным человеком; Тишайшим прослыл он в истории. Но внешняя мягкость его была обманчива: этот государь обладал твердым характером. В Европе окончательно складывается представление о России как о могучей православной державе, наследнице Византии. Элементы европейской культуры начинают распространяться в высших слоях московского общества. Однако появление иноземного платья, европейская мебель и посуда, книги и гравюры, украсившие терема, все новшества, о которых часто писали иностранные путешественники ХVII в. , мало влияли на традиции русского быта. Некоторые обычаи россиян приводили в замешательство иностранцев, посещавших Москву.
Семнадцатилетний Михаил Федорович венчался на царство летом 1613 года. В первые годы своего правления он с большим трудом вывел Россию из состояния войны, заключив мир со Швецией и Польшей. Вскоре в Москву вернулся из плена патриарх Филарет, и в стране началось двоевластие.
Время длительного царствования Михаила Федоровича (1613-1645) отмечено первыми шагами в восстановлении России после полутора десятилетий Смуты и войн. Заботясь об укреплении власти на местах, царь ввел новую систему управления – воеводскую. При нем созывались Земские соборы, основные политические вопросы он решал совместно с думой.
В истории Михаил Федорович остался как кроткий, легко поддающийся влиянию своего окружения монарх. Обычно все успехи его царствования относят на счет энергичного патриарха Филарета. Но последние двенадцать лет Михаил правил сам, и эти годы по важности и сложности решения государственных дел мало чем отличаются от предыдущих. Уклад жизни почти не изменился по сравнению с временами правления прежних царей. Большое место здесь занимали церковь и воспитание детей.
Царь Алексей Михайлович (1645- 1676 гг. ) начал свое правление в 16 лет. Впервые после длительного перерыва царский трон занял подготовленный к политической деятельности государь. Он знал иностранные языки, разбирался в философии и богословии, в законах, понимал и любил духовную музыку. Говоря о его государственной деятельности, надо помнить, что именно при нем был составлен весьма полный свод законов - Уложение 1649 года. Алексей Михайлович принял и личное участие в законотворчестве: будучи страстным охотником, он сам составил уложение соколиной охоты.
По воспоминаниям современников, Алексей Михайлович был мягким, добродушным человеком; Тишайшим прослыл он в истории. Но внешняя мягкость его была обманчива: этот государь обладал твердым характером. В Европе окончательно складывается представление о России как о могучей православной державе, наследнице Византии. Элементы европейской культуры начинают распространяться в высших слоях московского общества. Однако появление иноземного платья, европейская мебель и посуда, книги и гравюры, украсившие терема, все новшества, о которых часто писали иностранные путешественники ХVII в. , мало влияли на традиции русского быта. Некоторые обычаи россиян приводили в замешательство иностранцев, посещавших Москву.