Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер)[15]. Домашняя утварь и посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха, но также и из шелка, и других дорогих и редких тканей и материалов. Явление «всадничества» (то есть наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники не существовали изолированно от земледельческого мира, но не особо нуждались в продукции земледельческих народов. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых «чистых» кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей)[источник не указан 368 дней].
Знаменитый трактат китайского историка Сыма Цяня «Ши цзи» («Исторические записки») описывает быт хуннского общества: «Из домашнего скота у них больше всего лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, а из редкого скота — верблюдов, ослов, мулов, катиров, тоту и тани (речь идет о редких породах лошадей). В поисках воды и травы [они] переходят с места на место, и хотя у них нет городов, обнесенных внутренними и наружными стенами, нет постоянного местожительства и они не занимаются обработкой полей, тем не менее каждый тоже имеет выделенный участок земли… Мальчики умеют ездить верхом на овцах, из луков стрелять птиц и мышей; постарше стреляют лисиц и зайцев, которых затем употребляют в пищу; все возмужавшие, которые в состоянии натянуть лук, становятся конными латниками. По существующим среди них обычаям, в мирное время все следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений». Китайский евнух Чжунхан Юэ, иммигрант, сделавший карьеру при втором правителе Хуннской державы дополняет описание Сыма Цяня новыми сведениями: «По обычаям сюнну народ ест мясо домашнего скота, пьет его молоко, одевается в его кожи; скот же питается травой и пьет воду, переходя в зависимости от сезона с места на место»[16].
Животноводство приводит к увеличению выбросов парниковых газов по естественным причинам: углекислого газа — из-за дыхания животных, а метана (CH4)* — из-за пищеварительной деятельности жвачных животных (по подсчётам американцев, одна корова ежедневно производит от 250 до 500 литров метана в день). Этот самый метан оказывает намного большее влияние на повышение температуры на Земле, чем CO2, но находится в атмосфере меньшее время.
Есть и другие причины, вызванные непосредственной деятельностью человека для животноводства, которые росту парниковых газов, такие как:
использование дополнительных химических средств (например, фторуглероды для охлаждения полученных продуктов);
экологические последствия лечения зоонозных инфекций, передающихся людям от домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, ящур, туберкулез, листериоз, туляремия и многие другие);
сокращение площади лесов, которые вырубаются для животноводства;
хранение и транспортировка продуктов;
захоронение отходов животноводства.
Подробности о наиболее существенных из них будут представлены ниже. Насколько велико влияние животноводства на общий парниковый эффект?
В отчёте Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН от 2006 года сообщалось, что на домашний скот (коровы и быки, буйволы, овцы, козы, верблюды, свиньи и домашняя птица) приходится 18 % от всех мировых парниковых газов. Для сравнения, весь транспорт (включая наземный, морской и воздушный) формирует всего 13 %.
В конце 2009 года Роберт Гудланд (Robert Goodland) и Джефф Ангэнг (Jeff Anhang), специалисты по экологии из Группы Всемирного банка (World Bank Group) с большим стажем, опубликовали в издании «World Watch» (при одноимённом независимом институте) статью «Животноводство и изменение климата» (Livestock and Climate Change), в которой приведены результаты анализа данных от ООН с более полными на их взгляд корректировками. Результат оказался впечатляющим: животноводство и продукция этой индустрии вызывает ежегодные выбросы более 32 миллиардов тонн парниковых газов, что составляет более половины (около 51 %) от всех выбросов в масштабах планеты.
Поскольку животным постоянно были необходимы новые пастбища, скотоводы были вынуждены несколько раз в год перемещаться с одного места на другое. Наиболее распространённым типом жилищ у кочевников были различные варианты разборных, легкопереносимых конструкций, покрываемых, как правило, шерстью или кожей (юрта, палатка или шатер)[15]. Домашняя утварь и посуда чаще всего делалась из небьющихся материалов (дерево, кожа). Одежда и обувь шились, как правило, из кожи, шерсти и меха, но также и из шелка, и других дорогих и редких тканей и материалов. Явление «всадничества» (то есть наличие большого количества лошадей или верблюдов) давало кочевникам значительные преимущества в военном деле. Кочевники не существовали изолированно от земледельческого мира, но не особо нуждались в продукции земледельческих народов. Для кочевников характерна особая ментальность, которая предполагает специфическое восприятие пространства и времени, обычаи гостеприимства, неприхотливость и выносливость, наличие у древних и средневековых номадов культов войны, воина-всадника, героизированных предков, нашедших, в свою очередь, отражение, как в устном творчестве (героический эпос), так и в изобразительном искусстве (звериный стиль), культовое отношение к скоту — главному источнику существования номадов. При этом необходимо иметь в виду, что так называемых «чистых» кочевников (кочующих постоянно) немного (часть номадов Аравии и Сахары, монголов и некоторых др. народов евразийских степей)[источник не указан 368 дней].
Знаменитый трактат китайского историка Сыма Цяня «Ши цзи» («Исторические записки») описывает быт хуннского общества: «Из домашнего скота у них больше всего лошадей, крупного и мелкого рогатого скота, а из редкого скота — верблюдов, ослов, мулов, катиров, тоту и тани (речь идет о редких породах лошадей). В поисках воды и травы [они] переходят с места на место, и хотя у них нет городов, обнесенных внутренними и наружными стенами, нет постоянного местожительства и они не занимаются обработкой полей, тем не менее каждый тоже имеет выделенный участок земли… Мальчики умеют ездить верхом на овцах, из луков стрелять птиц и мышей; постарше стреляют лисиц и зайцев, которых затем употребляют в пищу; все возмужавшие, которые в состоянии натянуть лук, становятся конными латниками. По существующим среди них обычаям, в мирное время все следуют за скотом и одновременно охотятся на птиц и зверей, поддерживая таким образом свое существование, а в тревожные годы каждый обучается военному делу для совершения нападений». Китайский евнух Чжунхан Юэ, иммигрант, сделавший карьеру при втором правителе Хуннской державы дополняет описание Сыма Цяня новыми сведениями: «По обычаям сюнну народ ест мясо домашнего скота, пьет его молоко, одевается в его кожи; скот же питается травой и пьет воду, переходя в зависимости от сезона с места на место»[16].
Объяснение:
Животноводство приводит к увеличению выбросов парниковых газов по естественным причинам: углекислого газа — из-за дыхания животных, а метана (CH4)* — из-за пищеварительной деятельности жвачных животных (по подсчётам американцев, одна корова ежедневно производит от 250 до 500 литров метана в день). Этот самый метан оказывает намного большее влияние на повышение температуры на Земле, чем CO2, но находится в атмосфере меньшее время.
Есть и другие причины, вызванные непосредственной деятельностью человека для животноводства, которые росту парниковых газов, такие как:
использование дополнительных химических средств (например, фторуглероды для охлаждения полученных продуктов);
экологические последствия лечения зоонозных инфекций, передающихся людям от домашних животных (сибирская язва, бруцеллез, ящур, туберкулез, листериоз, туляремия и многие другие);
сокращение площади лесов, которые вырубаются для животноводства;
хранение и транспортировка продуктов;
захоронение отходов животноводства.
Подробности о наиболее существенных из них будут представлены ниже. Насколько велико влияние животноводства на общий парниковый эффект?
В отчёте Продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН от 2006 года сообщалось, что на домашний скот (коровы и быки, буйволы, овцы, козы, верблюды, свиньи и домашняя птица) приходится 18 % от всех мировых парниковых газов. Для сравнения, весь транспорт (включая наземный, морской и воздушный) формирует всего 13 %.
В конце 2009 года Роберт Гудланд (Robert Goodland) и Джефф Ангэнг (Jeff Anhang), специалисты по экологии из Группы Всемирного банка (World Bank Group) с большим стажем, опубликовали в издании «World Watch» (при одноимённом независимом институте) статью «Животноводство и изменение климата» (Livestock and Climate Change), в которой приведены результаты анализа данных от ООН с более полными на их взгляд корректировками. Результат оказался впечатляющим: животноводство и продукция этой индустрии вызывает ежегодные выбросы более 32 миллиардов тонн парниковых газов, что составляет более половины (около 51 %) от всех выбросов в масштабах планеты.