в xvii веке россия оставалась сословно-представительной монархией. власть царя ограничивалась боярской думой. дума обсуждала административные и судебные вопросы, составляла указы и законы. органами исполнительной власти были приказы. их насчитывалось более 80. первый из династии романовых – михаил федорович (1613-1645) – в своих решениях целиком зависел от боярской думы. периодически созывались земские соборы, на которых представители всех земель и сословий обсуждали проблемы страны. первому царю из династии романовых государством отец – патриарх всей руси филарет, вернувшийся из польского плена в 1619 году. значительно окрепло государство присыне михаила федоровича – алексее михайловиче (1645-1676). при нем возникли предпосылки перехода к абсолютизму. царь часто единолично принимал решения. боярская дума созывалась при нем редко. земские соборы после 1653 года не созывались. произошло довольно заметное возвышение царской власти. был создан сложный церемониал появления царя на народе, который подчеркивал могущество и недосягаемость царской власти. все слои населения считались подданными царя. перед его личностью все, даже самые родовитые люди, называли себя уменьшительными и уничижительными именами. так, бояре назывались «петрушками», «ивашками» и т. д.; служилые люди – «холопами»; крестьяне и посадские люди – «сиротами»; духовные лица (церковный клир) – «богомольцами».при алексее михайловиче было принято соборное уложение 1649 года – свод законов российского государства. завершилось юридическое оформление крепостного права. был введен сыск беглых крестьян. за укрытие беглых – штраф 20 рублей. возник приказ тайных дел (политический сыск). в 1666 году произошел церковный раскол. патриарх никон не смог подчинить царскую власть власти церкви и был лишен патриаршего сана. самодержавие усилилось: утвердилось главенство светской власти над духовной.
О.в. карамова, зав. кафедрой " теория" мфэи при фа, т.г. семенкова, профессор кафедры " теория" фа к 180-летию со дня рождения петра лавровича лаврова система взглядов, именуемая народничеством и отражавшая интересы мелкого производителя, стала популярной начиная с 70-х годов xix века. зародившись еще в первой половине века, после падения крепостного права эта социально- концепция получила признание и поддержку среди широких слоев разночинной интеллигенции. выразителями взглядов разночинцев в пореформенный период были м.а. бакунин, п.л. лавров и п.н. ткачёв. в своих работах они ставили цель обосновать неизбежность уничтожения старого общественного строя и замены его новым, более прогрессивным, поэтому значительное место в их трудах занимал анализ социально- условий россии в период реформ 60-70-х годов xix века. суждения народников тех лет, как опыт, представляют интерес для нас и сегодня. главное внимание революционные народники (так принято называть народников-семидесятников) уделяли анализу господствовавших в стране аграрных отношений, при этом их выступление против крепостнических латифундий было предопределено и выражало неизбежность крушения крепостничества. программы народничества (для того момента) были реальными и отвечали интересам народа. михаил александрович бакунин (1814-1876) еще в 1849 г. в статье " дела" (картина современного положения) ратовал за необходимость освобождения крестьянства от крепостного права. он писал, что в россии народ в целом "тесно связан одним, всех одинаково касающимся обстоятельством, а именно неволею, рабством, в котором он находится, и стремлением из него вырваться" [1, т. iii, с. 406]. далее в этой работе бакунин писал о невыносимости положения крестьянства, о том, что народ заслуживает лучшей, более достойной человека участи, что земля, которую крестьяне обрабатывают от имени царя, государства или своего барина, принадлежит собственно им.