Дошли до нас памятники искусства и от времен вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н. э.) . Самый знаменитый из них — диоритовая стела со сводом законов царя Хаммурапи, она хранится в Париже, в Лувре (см. т. 8 ДЭ, ст. «Законы и суд в древнем Вавилоне») .
Сохранилась голова от статуи Хаммурапи: длинная борода, орлиный нос с горбинкой (1800 до н. э. , Лувр, Париж) . Так же выглядит Хаммурапи и на рельефе диоритовой стелы. Значит, уже тогда лица на статуях имели портретное сходство.
Зданий времен Хаммурапи не сохранилось. Но благодаря раскопкам мы хорошо знаем, как выглядел Вавилон VII — VI вв. до н. э. Город был обнесен высокой зубчатой стеной с башнями и воротами. Главные ворота богини Иштар имели форму арки и были облицованы глазурованными кирпичами (Музей, Берлин; см. т. 8 ДЭ, ил. на с. 40). На синем фоне изображены фантастические белые и желтые драконы и быки. Краски глазури сверкают до сих пор. За воротами находился храм бога Мардука с семиэтажной башней — зиккуратом. Высота ее — 90 м, основание нижнего этажа — 90x90 м. Каждый следующий этаж был меньше предыдущего и окрашен в другой цвет. Зиккурат был основной архитектурной формой вавилонских храмов.
Стела царя Нарамсина, найденная в Сузах. Ок. 2300 до н. э. Красный песчаник. Лувр. Париж.
Статуя фантастического крылатого быка (шеду) из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. 712—707 до н. э. Алебастр. Лувр. Париж.
Изразец с изображением быка (Вавилон) . VII в. до н. э. Музей. Берлин.
О высоком искусстве вавилонских архитекторов свидетельствуют развалины висячих садов, украшавших дворец царя Навуходоносора II (VI в. до н. э.) . Он велел соорудить их для своей любимейшей жены, которая была родом из гористой страны Мидии, чтобы на плоских равнинах Вавилонии создать хотя бы подобие родных ей лесистых гор.
Высокие сводчатые арки из кирпича были расположены уступами друг над другом, образуя террасы. Поверх кирпича налит асфальт, на нем — свинцовые плиты, а на них насыпана земля и посажены деревья и кусты.
В безлесной Вавилонии висячие сады производили необыкновенное впечатление. Недаром древние греки считали их одним из семи чудес света.
К северу от Вавилона, в Ассирии, археологи также раскопали несколько городов, где были царские дворцы. И если каждый город был хорошо укрепленным местом, то дворец можно было назвать крепостью в крепости. Столица Саргона II (VIII в. до н. э. ) так и называлась Дур-Шаррукин, что значит Крепость Саргона. Дворец стоял на высоком, искусственно насыпанном холме. Фасад дворца, его толстые стены были укреплены большими выступами, а в образованных ими нишах стояли статуи. Две из них одинаковы — это два могучих великана, каждый из которых держит одной рукой льва, как котенка. По-видимому, это изображен Гильгамеш, победивший страшного льва (Лувр, Париж) .
По бокам у входа во дворец стояли огромные статуи крылатых быков с человеческими головами. Это шеду — стражи, охраняющие дворцовые врата (712 — 707 до н. э. , Лувр, Париж) . Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел шеду спереди — голову, грудь и две ноги. Стоило пройти дальше и посмотреть на шеду сбоку, как начинало казаться, что бык шагнул вперед. Ассирийский скульптор добился этого, сделав быку.. . пять ног! Спереди видны две ноги, а сбоку — четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим.
Особую нарядность придавала дворцу облицовка стен разноцветными глазурованными кирпичами. На синем или голубом фоне были изображены белые и желтые розетки, листья, цветы, деревья, животные.
Но самыми интересными и по-настоящему художественными произведениями были ассирийские рельефы, , украшавшие стены дворцов.
Ассирия была могущественной военной державой, ее походам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца.
Период умеренных буржуазных реформ в Китае в конце 19 в. Начался 11 июня 1898 с издания маньчжурским императором Цзай Тянем (название годов правления — Гуаисюй) указа «Об установлении основной линии государственной политики» и окончился 21 сентября того же года, когда вдовствующая императрица Ехонала (Цыси) произвела дворцовый переворот и отменила реформы. Продолжался фактически 103 дня. Императорский указ от 11 июня, изданный по настоянию китайской буржуазно-помещичьей партии реформ, руководимой Кан Ю-вэем (См. Кан Ю-вэй) , конкретно призывал лишь к проведению преобразований в области просвещения; тем не менее в нём выражалась решимость бороться с консервативными сановниками и проводить политику реформ. Цзай Тянь привлек группу молодых реформаторов — учеников и единомышленников Кан Ю-вэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано свыше 60 указов, которые касались системы образования, строительства железных дорог, заводов и фабрик, модернизации сельского хозяйства, развития внутренней и внешней торговли, реорганизации вооружённых сил, чистки государственного аппарата и т. д. Эти реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистического развития Китая. Однако указы издавались в большой спешке, не разъяснялись населению, саботировались придворными кругами и феодальной бюрократией и по существу остались на бумаге. Чтобы сломить сопротивление реакционной маньчжуро-китайской придворной клики, руководитель левого крыла реформаторов Тань Сы-тун с ведома Цзай Тяня готовил устранение её лидеров, однако заговорщиков предал генерал Юань Ши-кай. Цзай Тянь был арестован, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия, за исключением Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао и Ван Чжао, которым удалось скрыться за границу. Суровые репрессии обрушились на всех участников движения за реформы. После поражения реформаторов стало быстро развиваться революционно-демократическое направление национально-освободительной борьбы китайского народа, руководимое Сунь Ят-сеном
Сохранилась голова от статуи Хаммурапи: длинная борода, орлиный нос с горбинкой (1800 до н. э. , Лувр, Париж) . Так же выглядит Хаммурапи и на рельефе диоритовой стелы. Значит, уже тогда лица на статуях имели портретное сходство.
Зданий времен Хаммурапи не сохранилось. Но благодаря раскопкам мы хорошо знаем, как выглядел Вавилон VII — VI вв. до н. э. Город был обнесен высокой зубчатой стеной с башнями и воротами. Главные ворота богини Иштар имели форму арки и были облицованы глазурованными кирпичами (Музей, Берлин; см. т. 8 ДЭ, ил. на с. 40). На синем фоне изображены фантастические белые и желтые драконы и быки. Краски глазури сверкают до сих пор. За воротами находился храм бога Мардука с семиэтажной башней — зиккуратом. Высота ее — 90 м, основание нижнего этажа — 90x90 м. Каждый следующий этаж был меньше предыдущего и окрашен в другой цвет. Зиккурат был основной архитектурной формой вавилонских храмов.
Стела царя Нарамсина, найденная в Сузах. Ок. 2300 до н. э. Красный песчаник. Лувр. Париж.
Статуя фантастического крылатого быка (шеду) из дворца Саргона II в Дур-Шаррукине. 712—707 до н. э. Алебастр. Лувр. Париж.
Изразец с изображением быка (Вавилон) . VII в. до н. э. Музей. Берлин.
О высоком искусстве вавилонских архитекторов свидетельствуют развалины висячих садов, украшавших дворец царя Навуходоносора II (VI в. до н. э.) . Он велел соорудить их для своей любимейшей жены, которая была родом из гористой страны Мидии, чтобы на плоских равнинах Вавилонии создать хотя бы подобие родных ей лесистых гор.
Высокие сводчатые арки из кирпича были расположены уступами друг над другом, образуя террасы. Поверх кирпича налит асфальт, на нем — свинцовые плиты, а на них насыпана земля и посажены деревья и кусты.
В безлесной Вавилонии висячие сады производили необыкновенное впечатление. Недаром древние греки считали их одним из семи чудес света.
К северу от Вавилона, в Ассирии, археологи также раскопали несколько городов, где были царские дворцы. И если каждый город был хорошо укрепленным местом, то дворец можно было назвать крепостью в крепости. Столица Саргона II (VIII в. до н. э. ) так и называлась Дур-Шаррукин, что значит Крепость Саргона. Дворец стоял на высоком, искусственно насыпанном холме. Фасад дворца, его толстые стены были укреплены большими выступами, а в образованных ими нишах стояли статуи. Две из них одинаковы — это два могучих великана, каждый из которых держит одной рукой льва, как котенка. По-видимому, это изображен Гильгамеш, победивший страшного льва (Лувр, Париж) .
По бокам у входа во дворец стояли огромные статуи крылатых быков с человеческими головами. Это шеду — стражи, охраняющие дворцовые врата (712 — 707 до н. э. , Лувр, Париж) . Каждый, кто подходил ко дворцу, уже издали видел шеду спереди — голову, грудь и две ноги. Стоило пройти дальше и посмотреть на шеду сбоку, как начинало казаться, что бык шагнул вперед. Ассирийский скульптор добился этого, сделав быку.. . пять ног! Спереди видны две ноги, а сбоку — четыре. А если бы не пятая нога, то в профиль бык казался бы треногим.
Особую нарядность придавала дворцу облицовка стен разноцветными глазурованными кирпичами. На синем или голубом фоне были изображены белые и желтые розетки, листья, цветы, деревья, животные.
Но самыми интересными и по-настоящему художественными произведениями были ассирийские рельефы, , украшавшие стены дворцов.
Ассирия была могущественной военной державой, ее походам и завоеваниям не было конца, поэтому и на дворцовых рельефах изображены в основном военные сцены, прославлявшие царя-полководца.
Императорский указ от 11 июня, изданный по настоянию китайской буржуазно-помещичьей партии реформ, руководимой Кан Ю-вэем (См. Кан Ю-вэй) , конкретно призывал лишь к проведению преобразований в области просвещения; тем не менее в нём выражалась решимость бороться с консервативными сановниками и проводить политику реформ. Цзай Тянь привлек группу молодых реформаторов — учеников и единомышленников Кан Ю-вэя для разработки серии указов о реформах. В общей сложности было издано свыше 60 указов, которые касались системы образования, строительства железных дорог, заводов и фабрик, модернизации сельского хозяйства, развития внутренней и внешней торговли, реорганизации вооружённых сил, чистки государственного аппарата и т. д. Эти реформы объективно были направлены на создание условий для капиталистического развития Китая. Однако указы издавались в большой спешке, не разъяснялись населению, саботировались придворными кругами и феодальной бюрократией и по существу остались на бумаге. Чтобы сломить сопротивление реакционной маньчжуро-китайской придворной клики, руководитель левого крыла реформаторов Тань Сы-тун с ведома Цзай Тяня готовил устранение её лидеров, однако заговорщиков предал генерал Юань Ши-кай. Цзай Тянь был арестован, а руководители реформаторов казнены без суда и следствия, за исключением Кан Ю-вэя, Лян Ци-чао и Ван Чжао, которым удалось скрыться за границу. Суровые репрессии обрушились на всех участников движения за реформы. После поражения реформаторов стало быстро развиваться революционно-демократическое направление национально-освободительной борьбы китайского народа, руководимое Сунь Ят-сеном