Рукописная книга «Хронограф» (Гранограф) относится к XVII веку и была составлена неизвестным писцом. В книге 252 листа, написанных скорописью. Заголовки и стилизованные растительные орнаменты выделены красным цветом. Хронограф содержит пересказ библейских сюжетов от Адама до Всемирного потопа, пересказ истории Руси от Рюрика до крещения русского народа, а также выписки из произведения «Александрия» (описание жизни Александра Македонского, созданное в III веке в Египте). В книге присутствуют «владельческие записи» — подписи тех, кому она ранее принадлежала, в том числе ею владели несколько поколений одной семьи. Книга была приобретена музеем в магазине «Букинист» в 1983 году.
Хронографы — это памятники древнерусской письменности, сборники рассказов, в которых поэтапно излагалась всемирная история от сотворения мира. Хронографические тексты были известны на Руси с XIV века, но активно переписываться стали только с XVI. Это были или переводы с греческого, или собственно древнерусские пересказы Священного писания, греческих хроник и русских летописей. Значительная их часть состояла из ветхозаветных историй, которые пересказывались очень подробно. Библия как единый свод библейских книг была неизвестна в средневековой Руси до конца XV века, и по хронографам люди знакомились с Ветхим Заветом.
Расцвет хронографического жанра пришелся на XVII век. Учитывая все больший интерес русских людей к истории, в хронографы стали включать отрывки из западноевропейских исторических сборников. Также хронографы содержали сведения естественно-научного характера, в них пересказывались произведения античной литературы, христианские апокрифы и приводились выдержки из жития святых. Изложение данных историй отличалось яркой повествовательностью. Хронограф использовался людьми в том числе для занимательного чтения и должен был привлекать читателя увлекательностью историй.
В отличие от летописей, для которых самым важным была историческая правда и строжайшая документальность записей, рассказы в хронографах зачастую носили морализаторский оттенок, и политические события в них становились источником для богословских рассуждений.
В первые годы правления Улугбека пред ним встал ряд первоочередных задач. Одна из них – присоединение Хорезма, захваченного после смерти Темура кочевниками с севера. В начале 1413 года эта задача была выполнена совместными действиями Шах Малика и Улугбека. Шах Малик был назначен наместником Хорезма. Это свидетельствует о том, что Улугбек сохранял со своим опекуном дружественные отношения.
Беспокоили Улугбека непокорные наместники отдельных областей. Ему пришлось выступить с войском против своевольного мирзы Ахмада, своего двоюродного брата, в результате чего Улугбеку удалось подчинить себе всю Ферганскую долину. Напряжённая обстановка была на границе с Дашт-и Кипчаком и Моголистаном. Стараниями Улугбека в этих государствах, прилегавших к Мавераннахру, взошли на престол его ставленники, Баракоглан и Шер Мухаммадоглан. Но эти ханы столь же мало оправдали надежды Улугбека, как Тохтамыш – надежды Амира Темура. Вскоре и они перестали ему подчиняться.
***
В 1425 году Улугбек разгромил войска Шер Мухаммадоглана в районе озера Иссык-Куль и реки Или, захватив большую добычу. В числе трофеев было два куска нефрита, из которых впоследствии была вырезана надгробная плита на могиле Амира Темура в мавзолее Гур-Эмир. В память о победоносном походе 1425 года по велению Улугбека была высечена надпись на скале в ущелье Илан-утты вблизи Джизака, сохранившаяся до нашего времени, которая является своеобразной «зафарнома» (летопись побед).
Баракоглан стремился к полной самостоятельности на землях по Сыр-Дарье вокруг города Сыгнака, важного торгового центра. В ответ на эти притязания летом 1427 года Улугбек выступил против Баракоглана. Поход закончился полным поражением войск Улугбека. От гибели Улугбека прибывший с большим войском отец Шахрух. Поражение едва не стоило ему престола. Это так подействовало на Улугбека, что он в последующие годы не предпринимал походов даже тогда, когда даштикипчакские кочевники или моголы совершали набеги на пограничные районы государства. Только в последние годы царствования Улугбеку пришлось снова воевать в этих местах.
Хронографы — это памятники древнерусской письменности, сборники рассказов, в которых поэтапно излагалась всемирная история от сотворения мира. Хронографические тексты были известны на Руси с XIV века, но активно переписываться стали только с XVI. Это были или переводы с греческого, или собственно древнерусские пересказы Священного писания, греческих хроник и русских летописей. Значительная их часть состояла из ветхозаветных историй, которые пересказывались очень подробно. Библия как единый свод библейских книг была неизвестна в средневековой Руси до конца XV века, и по хронографам люди знакомились с Ветхим Заветом.
Расцвет хронографического жанра пришелся на XVII век. Учитывая все больший интерес русских людей к истории, в хронографы стали включать отрывки из западноевропейских исторических сборников. Также хронографы содержали сведения естественно-научного характера, в них пересказывались произведения античной литературы, христианские апокрифы и приводились выдержки из жития святых. Изложение данных историй отличалось яркой повествовательностью. Хронограф использовался людьми в том числе для занимательного чтения и должен был привлекать читателя увлекательностью историй.
В отличие от летописей, для которых самым важным была историческая правда и строжайшая документальность записей, рассказы в хронографах зачастую носили морализаторский оттенок, и политические события в них становились источником для богословских рассуждений.
Военные походы Улугбека в XV веке
В первые годы правления Улугбека пред ним встал ряд первоочередных задач. Одна из них – присоединение Хорезма, захваченного после смерти Темура кочевниками с севера. В начале 1413 года эта задача была выполнена совместными действиями Шах Малика и Улугбека. Шах Малик был назначен наместником Хорезма. Это свидетельствует о том, что Улугбек сохранял со своим опекуном дружественные отношения.
Беспокоили Улугбека непокорные наместники отдельных областей. Ему пришлось выступить с войском против своевольного мирзы Ахмада, своего двоюродного брата, в результате чего Улугбеку удалось подчинить себе всю Ферганскую долину. Напряжённая обстановка была на границе с Дашт-и Кипчаком и Моголистаном. Стараниями Улугбека в этих государствах, прилегавших к Мавераннахру, взошли на престол его ставленники, Баракоглан и Шер Мухаммадоглан. Но эти ханы столь же мало оправдали надежды Улугбека, как Тохтамыш – надежды Амира Темура. Вскоре и они перестали ему подчиняться.
***
В 1425 году Улугбек разгромил войска Шер Мухаммадоглана в районе озера Иссык-Куль и реки Или, захватив большую добычу. В числе трофеев было два куска нефрита, из которых впоследствии была вырезана надгробная плита на могиле Амира Темура в мавзолее Гур-Эмир. В память о победоносном походе 1425 года по велению Улугбека была высечена надпись на скале в ущелье Илан-утты вблизи Джизака, сохранившаяся до нашего времени, которая является своеобразной «зафарнома» (летопись побед).
Баракоглан стремился к полной самостоятельности на землях по Сыр-Дарье вокруг города Сыгнака, важного торгового центра. В ответ на эти притязания летом 1427 года Улугбек выступил против Баракоглана. Поход закончился полным поражением войск Улугбека. От гибели Улугбека прибывший с большим войском отец Шахрух. Поражение едва не стоило ему престола. Это так подействовало на Улугбека, что он в последующие годы не предпринимал походов даже тогда, когда даштикипчакские кочевники или моголы совершали набеги на пограничные районы государства. Только в последние годы царствования Улугбеку пришлось снова воевать в этих местах.
Объяснение:
надеюсь )