ЧАСТЬ А
1. Мануфактура - это:
а) сельскохозяйственное предприятие
б)предприятие, основанное на разделении труда и ручной технике
в) объединение цехов
г)объединение ряда владельцев ремесленных мастерских
2. Какие новые черты появляются в экономике России в XVII веке
а) трехпольный севооборот
б) выращивание капусты и огурцов
в) использование железных орудий труда
г) специализация районов на производстве определенного вида продукции
3.Что из названного относилось к причинам возникновения Смуты в начале XVII века:
а)распад государства на удельные княжества
б)начала созыва Земских соборов
в)разруха после Ливонской войны
г)пресечение династии Рюриковичей
4.В годы Смуты на царство был венчан:
а)Иван Заруцкий
б)Лжедмитрий I
в)Иван Болотников
г)Андрей Курбский
5. Освобождение Москвы от польских интервентов удалось благодаря действиям:
а) Семибоярщины б) Первого ополчения в) Второго ополчения
г) Михаила Фёдоровича Романова
6. Что означало воцарение династии Романовых в 1613г
а) начало нового этапа гражданской войны
б) окончание Смутного времени
в) завершение феодальной раздробленности
г) начало боярского правления
7. Что из перечисленного относится к причинам проведения церковной реформы при патриархе Никоне
а) необходимость введения единообразия церковной службы
б) Соляной бунт
в) присоединение к России земель с нехристианским населением
г) смерть патриарха Филарета
8. Окончательное закрепощение крестьян было юридически оформлено в:
а) «Соборном уложении» Алексея Михайловича б) «Судебнике» Ивана III
в) «Судебнике» Ивана IV г) «Наказе» Екатерины II
ЧАСТЬ В.
1.Установите соответствие между именами деятелей XVII века и родом из занятий
№
ИМЯ
РОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1
И.Сусанин
А) организатор старообрядцев
2
И.Болотников
Б) костромской крестьянин жизнь царя
3
Аввакум
В) один из руководителей второго Нижегородского ополчения
4
Д.Пожарский
Г) руководитель крестьянской войны в период Смуты
2. Ниже приведен список терминов. Все они, за исключением одного, относятся к событиям церковной реформы:
1) исправление книг по греческому образцу
2) искоренение двуперстия при крещении
3)ликвидация обычая многоголосия во время службы
4) рас в России католицизм
Историк может работать на власть, обосновывая предпосылки решений, или оправдывая исторические ошибки, затушёвывая причины.
Может работать лишь с тем материалом, который ему на руку.
Настоящий историк должен быть диалектиком, и самоотверженным человеком, стоящим вне классовых интересов, рассматривающим истинные факты, а не чужие интерпретации этих фактов. Последнее является самым трудным, ибо приходится пользоваться древними интерпретациями.
Но в новейшей истории есть возможность быть честным.
История без диалектики, без рассмотрения времени, без сличения качеств древних и современных людей и их интересов - лжива и не является наукой.
Любитель скользит по поверхности, делает может быть и верные, но малообоснованные выводы. А наука там, где каждый вывод диалектически глубоко продуман, где обобщены мировые законы развития.
И Энгельс методологически выше всех, что касается осмысления Как пророк будущего, он не во всем был точен, но будущее ещё не закончилось.
Что же касается целей легитимации и самоидентификации, то это как раз важнейшие цели каждого мыслящего человека, реализуемые через знание истории. К сожалению, чаще всего властители этой возможностью не пользуются, предпочитая получение богатств и славы.
Самоидентификация - кто я - происходит всегда, но без особого труда, без глубокого знания себя, а следовательно, неверно.
Человек же то, что он готов отдать, за что жизнью заплатить, чтобы было так, как он хочет.
Знание может в самоидентификации, и историческое знание о своих предках и народе - важная составляющая, если человек объективно оценивает роль наследственности по крови и духу.
Легитимация себя - это осмысление, насколько я подчиняюсь закону, и насколько закон должен подчиняться мне (если я получу власть), то есть справедлив ли нынешний закон и справедлив ли я, подчиняясь закону, соответствует ли закон закону Божьему или закону истории,
хочу ли я справедливости для других людей, особенно когда я ими избран во власть.
Так или иначе, история - это история добра и зла.
Историческая наука призвана не только факты излагать, но открывать причины событий, а причины основаны на балансе добра и зла, на справедливости и лжи. Вот это наука должна раскрыть, и историк должен легитимизировать в первую очередь себя, а затем и общество, ради которого он трудится.