Человек выделился из животного мира:
А). 10 млн. лет назад Б).2,5 млн. лет назад В).200 тыс. лет назад
2.Человек разумный сформировался:
А). 40 тыс. лет назад Б).2,5 млн. лет назад В).200 тыс. лет назад
3.Что не является особенностью социального познания:
А) субъективность автора Б) совпадение объекта и субъекта познания В) объективность
4. Автором формационного подхода является:
А) К. Маркс Б) О. Шпенглер В) Н. Данилевский
5. Соотнеси понятия
А. Библия 1. ислам
Б. Трипитака 2. буддизм
В. Коран 3. христианство
Г. Тора 4. иудаизм
6. Выпиши цивилизации Востока:
А. Шумеро-аккадская Д. Египетская
Б. Минойская Е. Эллинистическая
В. Вавилонская Ж. Крито-микенская
Г. Ахейская З. Древнееврейская
И. Финикийская
7. Племенной союз восточных славян:
А) меря Б) радимичи В) половцы Г) хазары
8. Расположите в хронологическом порядке следующие события:
А) правление княгини Ольги Б) образование Древнерусского государства
В) принятие христианства Г) правление князя Ярослава Мудрого
9. Славяне называли варягами
А) скандинавов Б) кельтов В) германцев Г) франков
10.Назовите наиболее характерные черты Древнерусского государства как раннефеодальной
монархии
А) княжеская власть стала центральным элементом в структуре государственной власти
Б) зависимость от других территорий
В) единство князей перед лицом внешней опасности
Г) в ведении князя находились внешняя и внутренняя политика, во войны и мира
Д) существование феодальных вотчин наряду со свободными общинами.
Е) обострение классовой борьбы
11. Назовите черты, характеризующие значение принятия христианства на Руси
А развитию письменности и образования
Б) разобщало древнерусское общество
В) укрепило государство и власть князя
Г) повысило международный авторитет Руси
Д) повышало роль языческих богов
Е приобщению Руси к византийской культуре
12. В 1547 г. на царство венчался первый русский царь
А) Иван IV Грозный Б) Василий III В) Иван III
1) В период перестройки значительно сократилась государственная поддержка культуры, власти стремились перевести культуру на самофинансирование. Из документа (Резолюция XIX Всесоюзной конференции КПСС «О гласности». 1988 г.): Конференция считает, что гласность полностью оправдала себя, ее нужно всемерно развивать и дальше. В этих целях считать необходимым создать правовые гарантии гласности, для чего предусмотреть закрепление в конституционном порядке права граждан СССР на информацию. Разработать законодательные акты, определяющие права и обязанности государства.
3)В 90-е гг. произошли серьезные изменения в системе образования в России. С одной стороны, ушли в идеологизация духовной жизни, государственная регламентация всех сфер культуры. Были провозглашены принципы ликвидации монополии государства на образование; большего участия местных властей в управлении образованием; самостоятельности учебных заведений при определении направлений учебной деятельности, перехода в педагогических отношениях к системе сотрудничества учителей, учащихся и родителей. С другой стороны, недостаточное финансирование государственных образовательных учреждений привело к оттоку из средней и высшей школы квалифицированных преподавательских кадров, к кризису вузовской науки и падению уровня и качества образования. При этом декларации о широкой демократизации образования и воспитания остались во многом благими пожеланиями. По-прежнему сильны традиции централизованного управления школой, сохраняется громоздкий бюрократический аппарат.
В конце 80-х — начале 90-х гг. в России ослабла традиционно сильная тяга к образованию. Согласно статистике, в 1989 г. лишь 10% выпускников средней школы проявили интерес к учебе. В 1987 г. 50% о учащихся старших классов поставили образование в середине перечня социальных ценностей — после дружбы, любви, силы, поп-музыки, денег, секса и др. Резкое снижение уровня жизни населения страны оказалось проблемой более актуальной.
Государственное регулирование системы образования шло вслепую, методом проб и ошибок. К концу 80-х гг. полное среднее образование перестало быть всеобщим, то есть обязательным, но оставалось бесплатным и общедоступным. Школа получила возможность отказаться от обязательного госмини- мума предметов; появилось множество скороспелых альтернативных программ и учебников, что нарушило преемственность средней и высшей школы, снизило общий уровень подготовки школьников.
В начале 90-х гг. был сделан следующий шаг: согласно Конституции всем гражданам обеспечивалось получение обязательного и бесплатного основного девятилетнего образования, но бесплатного полного среднего образования не гарантировалось. Это автоматически превращало среднюю школу в двухуровневую, оставляло без социальной защиты категорию подростков 15—16 лет. На парламентских слушаниях на тему «Образование и национальная безопасность России (май 1996 г.) отмечалось, что каждый десятый молодой россиянин находится вне каких бы то ни было форм обучения и трудовой занятости. Это росту преступности среди молодежи, темпы которой за последние годы возросли в 15 раз по сравнению с преступностью среди взрослых.
Основным достижением Византии являются:
-Формирование монашеского идеала святости и подвига аскетизма
-Утверждение системы крестово-купольной архитектуры (храм св. Сфоии в Константинополе) в отличие от базилики, типичной для культуры Рима и европейского средневековья. (Наивысшими достижениями отмечена художественная культура Византии. Ее своеобразие состоит в том, что она сочетает в себе внешне несоединимые начала. С одной стороны, ей присущи избыточная роскошность и пышность, яркая зрелищность. С другой стороны, для нее характерны возвышенная торжественность, глубокая духовность и утонченный спиритуализм. Эти особенности в полной мере проявились в архитектуре византийских храмов и церквей.
Византийский храм существенно отличается от античного классическою храма. Последний выступал как обитель Бога, тогда как все обряды и празднества происходили снаружи, вокруг храма или на прилегающей площади. Поэтому главным в храме был не интерьер. а экстерьер, внешний его вид. Напротив, христианская церковь строится как место, где собираются верующие. Поэтому в ней на первый план выходит организация внутреннего пространства, хотя и внешний вид не теряет своего значения.
Именно в таком ключе построен храм св. Софии в Константинополе ставший самым знаменитым памятником византийской архитектуры)
-активное развитие искусства книги и книжной миниатюры
-разработка уникальной техники мозаики (Культура Византии славилась не только шедеврами архитектуры. Не менее успешно развивались и другие виды и жанры искусства — мозаика, фреска, иконопись, книжная миниатюра, литература. Особого выделения заслуживает прежде всего мозаика. Следует подчеркнуть, что в этом жанре искусства Византия не имеет себе равных. Византийские мастера знали все секреты изготовления смальты с чудесными свойствами, а также умели с искусных приемов превращать исходное разноцветье в удивительно живописное целое. Благодаря этому они создали непревзойденные шедевры мозаики.
-высочайший уровень развития декоративно-прикладного искусства, в частности техники перегородчатой эмали
-рождение иконописи.